Наружные формы церквей приняли какой-то шаблонный характер

Каменные жилые здания XVII века

Сябрами могли стать крестьяне распадавшейся общины, земцы, покупатели мелких вотчин из числа горожан. Для средневекового Пскова было характерно владение землей «в одерень» — особая форма землевладения, распространенная на Северо-Западе и Севере Руси. Псковские земельные акты, содержащие формулу о владении землей «в одерень» начали вводиться в научный оборот с времени публикации А. Х. Востоковым ободной грамоты на землю слободы Троицкого собора.

Читать далее...

Довмонтов город

Остальные постройки, оказавшиеся в XVIII—XIX веках ненужными, ветшали и сносились. Ко второй половине XIX века здесь остались лишь Приказные палаты. Практика крепостного и иного общественного строительства в XV в. показывает, что Господин Псков прибегал к двум испытанным способам. Если работы велись на скорую руку и их характер предполагал использование неквалифицированной рабочей силы, горожане, разверстав работы между концами, как, например, жители Запсковья в 1482— 1484 гг. , строили стены самостоятельно. Если же возводились объекты большой сложности (Перси, укрепления Крома, мосты), нанимались мастера-профессионалы, труд которых оплачивался либо из городского бюджета, либо за счет корпораций (главным образом, церкви).

Опыт исторического суждения о псковской архитектуре

Говоря об особенностях псковских построек, В. А. Прохоров останавливается на архитектуре звонниц, — над храмами, притворами и отдельно стоящих. Конец XIX в. ознаменовался пристальным вниманием к псковскому искусству архитекторов, занявшихся изучением древнерусского зодчества. Как явствует из заглавия небольшого монографического очерка В. В. Суслова «Материалы к истории древней новгородско-псковской архитектуры, автор рассматривает это искусство как единое целое. Он отчетливо формулирует данный тезис, отводя, как обычно, Пскову вторую роль: «Псков, как младший брат Новгорода, жил одною и той же жизнию и дальше Новгорода не шел. все памятники зодчества Псковской области могут идти подсказом к характеристике целого стиля Новгородско-Псковской архитектуры». Искусство это автор оценивает невысоко — «зодчество этого края не заслуживает большого внимания в художественном отношении» — и интересуется им лишь как зачатком самобытной архитектуры XVI—XVII столетий.

Архитектура первой половины XIV в.

Еще одним свидетельством некоторой связи с новгородской традицией могут быть полукруглые ниши над порталами, образовавшиеся из тимпанов порталов в храмах XII в. , аналогичные встречающимся на фасадах Николо-Липенской церкви. Как новую особенность, характерную для XIV в. , отметим высокое положение окна средней апсиды (по уровню окон рукавов креста). Если в облике собора Рождества Богородицы новгородские элементы являются лишь второстепенными, то во второй четверти столетия новгородская традиция приобретает для Пскова весьма существенное значение.

Читать далее...

Характерный облик

Как выяснил А. Н. Насонов, псковский летописный свод 1450— 1460-х годов составлялся во многом избирательно, и, например, известия середины XIII в. в него включены не были. Пространное изложение событий в Псковских летописях идет только с 1323 г. , но наиболее обширные погодные записи относятся к событиям XV в. 7 Рубеж XIV—XV вв. стал нижней хронологической границей для этой книги, хотя в некоторых случаях сделаны необходимые экскурсы и в XIII— XIV вв. Псков того времени, насколько мы можем его себе представить, отличался очень характерным обликом. Среди множества деревянных строений, в числе которых были обширные и богато украшенные дворы, должно быть, совершенно терялись две деревянные, скромные по размерам и отделке церкви города — Троицкая и Власьевская. На длинных главных улицах и в переулках встречались лишь гражданские постройки. За пределами посада были рассыпаны только дворики ремесленников.

Архитектура первой половины XIV в.

Барабан равен меньшему размеру подкупольного компартимента, он меньше его ширины, как бы обужен, уплотнен массивными ступенями арок и сводов. В общем интерьер, несмотря на свою четкую, почти центрическую композицию, не обладает цельностью. Если в нижней зоне план и легко ощутимая плотность, сила четырех столбов акцентируют единство и центричность крестообразной зоны, то вверху движение по периметру рукавов креста становится равномерным и пассивным, углы центрального квадрата теряют структурную роль, а еще выше разные очертания сводов дают каждому рукаву креста свой ритм, свой характер, при этом дробный и малопредсказуемый. Пространство имеет характер как бы следствия устройства объемных форм, структура которых достаточно разноречива.

Читать далее...

Каменные храмы

Но в это время псковичи перешли на покрытие деревянными кровлями, и место полукруглых закомар заняли двухскатные крыши. Это привело к изменению внешнего облика псковских церквей. Для того чтобы композиционно связать все части храма с восьмиугольным постаментом, покрытым теперь на шестнадцать скатов, и с четвериком, покрытым крышей с шестнадцатью, а то и двадцатью скатами, псковские мастера при закругленной средней абсиде делали боковые абсиды прямоугольными и покрывали их кровлями с плоскими скатами. Благодаря этому, а также многоскатным кровлям звонниц, нижняя часть здания приняла единый характер с верхом, изобилующим изломами и пересекающимися плоскостями. В самом Пскове примером здания типа Мелетовского храма могла бы послужить кончаиская церковь Козьмы и Демьяна с Примостья, если бы она дошла до пас с меньшими переделками.

Читать далее...