Многие князья прославились мужеством в дни мора, подвергаясь опасности, но не желая покидать город

Старинная штукатурка

Здесь был узел больших, имеющих важное значение улиц. От него начиналась Петровская улица и поперечная улица Среднего города, проложенная на месте стены Старого Застенья, а также улицы, шедшие от площади Старого торга. Перекресток был украшен еще церковью Бориса и Глеба, но храму Петра и Павла принадлежало более ответственное место. Он стоял на самом краю возвышенности, у крепостной стены Среднего города и был виден с берегов Псковы, из многих мест Запсковья и из других частей города. Верхний придел поставили так, что, при небольшой его величине, он был очень заметным издали и придавал виду храма необычное богатство, усложняя его силуэт и композицию масс, намного усиливая его живописность. Чтобы представить себе первоначальный облик этого здания, остается вспомнить о том, что и приделы «на полатях» храма имели главы и что на южной стене его четверика стояла двухпролетная звонница, наверное такая же крупная, как у Николы на Усохе.

Каменная гражданская архитектура

Из Пскова были изгнаны княжеские тиуны («…а кои и были люди во Пскове Ярославли, тех псковичи выгнаша изо Пскова»), а вскоре Ярослав утратил и новгородский стол. Он вернулся в Новгород лишь 30 декабря 1230 г. , а в течение 1231 г. князь смог восстановить контроль и над Псковом, посадив здесь в качестве наместника тысяцкого Вячеслава. Однако уже в 1232 г. город был захвачен группировкой новгородских бояр во главе с бывшим посадником Борисом Негочевичем, а Вячеслав попал к ним в плен. В ответ Ярослав арестовал оказавшихся в Новгороде псковских гостей с товарами, и летом 1232 г. между Ярославом и псковичами шли переговоры, сопровождавшиеся торговой блокадой Пскова. В конце 1232 г. («на зиму») псковичи признали сюзеренитет Ярослава и получили в качестве наместника его шурина — князя Юрия Мстиславича. «Борисова чадь» бежала за границу в Оденпе (Медвежью голову), но в следующем году во время неудачного нападения на Изборск Борис и его сторонники были захвачены в плен и отправлены в Переславль.

Звонница Козьмодемьянской с Примостья церкви

В берестяной грамоте XIII в. , посвященной взиманию дани с волости Бежичи, дар представляет собой незначительную сумму (2 гривны), не сопоставимую с общим объемом денежных поступлений в княжескую казну (30 гривен дани и 40 гривен черных кун)16. Таким образом, вопрос о размерах и сущности дара новгородским князьям до настоящего времени не вполне прояснен. Проблема передачи дара псковским князьям в историографии даже не поставлена. Историкам хорошо известны случаи дарения князей, но они не отделены от схожих с ними, но иных по природе фактов. Так, Б. Б. Кафенгауз не различал дар великому князю, переданный на вече князю Ярославу в 1475 г. , и наместничьи доходы, переданные ему же в 1476 г. Дар, передававшийся псковским князьям, на первый взгляд документирован хуже аналогичного явления, известного по новгородским источникам, поскольку в нашем распоряжении нет нормативных статей договоров с князьями.

Церковь Михаила архангела в Городце

Узкие неровные проходы церковного дворика сохраняют очертания, принадлежащие еще XVII веку. И хотя в его строениях (за исключением колокольни) нет уже остатков старины, дворик напоминает о древнем Пскове. Отсюда удобнее всего перейти к церквам Василия на Горке и Николы на Усохе, а заодно и Одигитрии на бывшем подворье Псково-Печерского монастыря. В прошлом все три храма были расположены на одной улочке, которая начиналась от стены Среднего города около храма Василия на Горке, огибала горку, на которой стоял этот храм, пересекала Великую улицу у церкви Николы на Усохе, и шла к воротам Печерского подворья, встречая другие улицы и переулки. Предполагают, что она называлась Враговкой. Под названием Краснофлотского переулка часть ее, от Николы на Усохе до Печерского подворья, существовала до Великой Отечественной войны.

Читать далее...

Потомки Редеги

Осенью 1475 г. ездил среди великокняжеских «бояр» с Иваном III «миром» в Новгород. В 1477 г. вместе с кн. С. И. Ряполовским ходил в поход на Казань. В конце того же года участвовал в Новгородском походе, находясь с самим Иваном III (был вторым воеводой большого полка). В конце 1478 г. послан с В. Ф. Сабуровым на Вятку.

Читать далее...

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Правда, надо постоянно помнить, что безупречных критериев датировки в псковской архитектуре пока все же не существует, поэтому и наши хронологические взаиморасположения памятников остаются гипотетическими. Для линии церкви Георгия со Взвоза В. В. Седов указывает на три постройки — церковь Николая в погосте Верхний Мост, церковь Николая в погосте Красные Пруды и церковь Архангелов Михаила и Гавриила в Кобыльем городище. Первую он датирует 1490-ми годами и связывает с той же строительной артелью, которая создала Георгиевскую церковь.

Морозовы

Трое старших сыновей при Василии III стали видными деятелями Боярской думы. Старший сын Г. В. Поплевы Морозова Иван был женат на дочери Д. В. Ховрина. И. Г. Поплевин Морозов появляется при дворе еще в январе 1495 г. , когда он провожает княгиню Елену в Литву (в чине стольника). В том же году он в большой свите Ивана III ездил с великим князем в Новгород. В чине окольничего впервые упоминается в сентябре 1507 г. , когда отправился с дипломатической миссией в Казань, из которой возвратился в Москву в январе 1508 г. В период правления Василия III представители некняжеских фамилий должны были, как правило, прежде чем стать боярами, побывать сначала в окольничих (среди окольничих княжат почти не было) или исполнять дворцовые должности. Часто думную должность давали перед получением какой-либо дипломатической миссии.

Читать далее...

Застенье

Отсюда обычай делать вклады в монастыри на поминовение своей души, обычай обращаться в монастырь за исцелением или помощью в каком-либо деле. Наиболее верным способом обеспечить себе небесное покровительство считалось основание монастыря на собственные средства. Это было возможно только для очень богатых людей. Поэтому в древнем Пскове встречались также монастыри «мирского построения», то есть основанные на общие средства жителей какой-либо части города. Условия, в которых создавались в Пскове монастыри, придали им весьма своеобразный характер. Они являлись своего рода деловыми предприятиями на паях. Естественно, что они в это время основывались не за городом, а в самом городе или у его окраин, часто поблизости от путей к псковскому Торговищу.

Первоначальная архитектура

А поездка в Печеры сопровождалась щедрыми пожалованиями новому монастырю: правитель «деревень монастырю дал много и исадами пожаловал многими». Симпатии Ивана IV к святым обителям не распространялись, однако, на псковичей. «Управа отчины», видимо, заключалась в разборе конфликта посадских людей с наместником. Псковский наместник И. И. Пронский Турунтай в числе других важнейших персон получил приглашение на свадьбу царя, которая состоялась в феврале 1547 г. 11 Когда весной 1547 г. в городе разразился конфликт посадской общины с этим наместником, делегация из 70 человек отправилась с челобитной в Москву к царю. Псковичи, найдя государя в подмосковном селе, 3 июня попытались подать ему челобитную, однако «князь великеи осподарь ополелся на пскович сих, бесчествовал, обливаючи вином горячим, палил бороды и волосы да свечею зажигал, и повелел их покласти нагых по земли»12. Ярость царя объясняется не только особенностями его психики: 21 мая пожар уничтожил Москву, а 26 мая в столице произошло крупное восстание, участники которого жестоко расправились с родственниками Ивана IV князьями Глинскими. Псковичи, обратившиеся с жалобой на наместника до окончания срока его правления, поступили в соответствиями с традициями эпохи независимости, когда Псков мог отряжать к великому государю по нескольку посольств в год.

Опыт исторического суждения о псковской архитектуре

Архитектура Новгорода и Пскова для него — это одно явление, и Псков, конечно, только лишь младший брат Новгорода, его искусство лишь повторяет опыт старшего. Историю единой новгородско-псковской архитектуры автор делит на два этапа — греческого влияния в X—XII вв. и преобладающего западного и даже, точнее, немецкого влияния в XIII—XIV вв. В характеристике первого памятника Пскова — собора Мирожского монастыря автор не видит ничего оригинального, отмечая лишь три полукружия ее алтаря — «как обыкновенно строились церкви новгородские и псковские». Церковь Иоанна Предтечи Ивановского монастыря В. А. Прохоров датирует XII столетием, сопоставляя ее трехглавие с формами новгородских соборов начала XII в. и опережая воззрения современной ему науки в этом на полстолетия. Памятников Пскова XIV в. автор не упоминает, к XV в. он относит четыре памятника — церковь Петра и Павла, церковь Козьмы и Дамиана с Примостья, церковь Успения с Пароменья, 1444 г. ; тем же годом датирована церковь Богоявления на Запсковье.

Двор Русиновых

Летописные записи за 1509 г. предельно кратки и не содержат упоминаний о посольствах псковичей в Москву, но можно предположить, что попытки жаловаться на князя предпринимались псковской верхушкой и до ноября 1509 г. Между тем осенью 1509 г. для Василия III сложились исключительно благоприятные обстоятельства, чтобы окончательно решить псковскую проблему. Летом 1509 г. был лишен кафедры новгородский архиепископ Серапион, вмешавшийся в конфликт Иосифо-Волоколамского монастыря с удельным князем Борисом. Василий III мог теперь не опасаться выступления авторитетного Серапиона на стороне псковичей.