Все эти акты происходят из архивов приходских церквей и монастырей: Спасо-Мирожского, Варлама с Запсковья

Старинная штукатурка

От него начиналась Петровская улица и поперечная улица Среднего города, проложенная на месте стены Старого Застенья, а также улицы, шедшие от площади Старого торга. Перекресток был украшен еще церковью Бориса и Глеба, но храму Петра и Павла принадлежало более ответственное место. Он стоял на самом краю возвышенности, у крепостной стены Среднего города и был виден с берегов Псковы, из многих мест Запсковья и из других частей города. Верхний придел поставили так, что, при небольшой его величине, он был очень заметным издали и придавал виду храма необычное богатство, усложняя его силуэт и композицию масс, намного усиливая его живописность. Автобан Андреев А.В. поздравил сотрудников с Днём Строителя!

Палаты с планом в виде «глаголя»

Доказательность выводов в данном случае впрямую зависит от полноты источниковой базы: необходимо опираться по возможности на все употребления рассматриваемого слова. Поскольку псковские акты сохранились в количестве, недостаточном для аналитического исследования, мы привлекаем также новгородско-двинские акты, содержащие сходную терминологию. Классификация 27 псковских грамот с употреблением формулы «в одерень» такова: 10 купчих, 6 духовных, 4 меновных, 3 раздельных, 2 данных, 1 ободная и 1 рядная (мировая запись). Все эти акты происходят из архивов 14 приходских церквей и монастырей: Спасо-Мирожского, Варлама с Запсковья, Св. Пятницы из Бродов, Успенского с Завеличья, Успенского с Полонища, Старо-Вознесенского, Духовского, Св. Николая из Смолин, Козьмы и Демьяна из Руссок, Варваринского из-за Петровских ворот, Елизарова, Георгия с Камна, Никольского Каменноградского, Псково-Печерского. Формула «в одерень» присутствует во всех сохранившихся псковских купчих, кроме одной — купчей посадника.

Кончанский храм Богоявления с Запсковья

Материалы допроса содержат уникальные известия о Пскове, отсутствующие в русских источниках. От Примостья лучше всего направиться к церкви Богоявления по улице Герцена (часть бывшей Большой Запсковской улицы). Эта улица, улица Леона Поземского (в старину — Звапица) да пара небольших переулочков — все, что осталось от старинной планировки Запсковья. Званица уже успела изменить свои очертания, но улица Герцена на протяжении от Примостья до бывшего Снетогорского подворья сохранила не только направление, но и прежнюю ширину.

Читать далее...

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Оборонительная система Пскова к этому времени в основном уже сложилась, хотя работы по поддержанию и укреплению стен постоянно продолжались, иногда они были связаны с восстановлением рухнувших участков, особенно над реками. Незащищенность разросшегося посада на Полоните и Запсковья сделалась ощутимой и привела к работам по созданию последнего, внешнего кольца оборонительных стен (с южной, напольной стороны — пятого). В 1460-е годы ставится деревянная стена, которая на Запсковье заменяется каменной через 20 лет, а затем вплоть до середины XVI в. ставятся стены у Полонища и башни по всей линии стен, в том числе решетки и башни при пересечении в двух местах Псковы. В XV в. увеличилось число укрепленных пригородов Пскова, вслед за Изборском и Порховом появились Опочка (1414), Выбор и Гдов (1431), Кобыла и Володимерец (1462).

Читать далее...

Типы псковских храмов XV века

Верхняя ступень опиралась на нижнюю, а нижняя — на наружную стену. Такими сводами были перекрыты приделы церкви Богоявления с Запсковья, уничтоженная фашистами церковь Успения в Гдове и приделы церкви в селе Доможирке у Чудского озера. Есть основания думать, что нам известны не все варианты устройства сводов псковских бесстолпных храмов. Еще две церкви появились во время эпидемии 1521—1522 г. : «Сентября в 15 день смыслиша князь Михаило Кислица с собором святыя Троица, со священноиноки, и священники, и дьяконы церковь поставити обыденную, а гости ялися и роужить, преподобного отца нашего Варлама Хоутынского чюдотворца, деревяную, и поставиша его за всемилостивым Спасом на площади, в десять часов, и освящаша…» Седьмая обыденная церковь строилась на средства великого князя Московского 2 февраля 1522 г. : «…а церковь начата рубити с теремцами на Петровской улицы оу Креста, где Мотыльная гридница преже бывала, а поветрее оуже нача переставати, и поставиша церковь Покров святей Богородицы и освящаша ю…» Последняя из известных нам обыденных церквей сооружалась во время мора 1532 г. также на государственные средства.

Читать далее...