Наос до уступов апсид представляет собой квадрат, однако стоящие в нем т-образные и восьмигранные столбы разделяют пространство необычным образом

Двор Русиновых

Но и теперь уже сопоставление с другими зданиями XVII века, более изученными и менее перестроенными, позволяет в общих чертах догадываться о первоначальной его композиции. Нижний этаж служил складом товаров и ценного имущества. Его обширные боковые палаты сохранили до сих пор некоторые из старых окон с решетками и крюками для навески железных ставень, старые шкафики в стенах с архаическими деревянными колодами для навески дверец и красивые своды с распалубками, опирающиеся на квадратный столп в центре палаты, подобно сводам монастырских трапезных. Круглые столбы, поставленные в XVIII или XIX веке в четырех местах каждой палаты каким-то владельцем здания, испугавшимся трещин, очень загромождают и портят интерьер. Во втором этаже, налево от сеней, теперь расположено два проходных помещения.

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Намеренно же избран тип церкви с одной апсидой, четырьмя квадратными столбами (скруглены в 1860 г. ). Если, следуя обычному приему, ширину храма разделить на три, то получится модуль величиной около 3 м (как и в церкви Георгия). Однако западные столбы не имеют обычного сдвига к востоку, они отодвинуты от центра к западным углам примерно на 15—20 см. Восточные столбы, как и положено, сдвинуты к востоку примерно на 60 см, на половину толщины восточной стены. Из-за подобных перемещений подкупольное пространство увеличилось по отношению к исходному модулю и приобрело прямоугольные очертания, его размеры 3,47 и 3,58 м (поперечные) и 3,7 м (продольные).

Читать далее...

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Малые арки толщиной столбов и их приближенностью к стенам уменьшаются по ширине и соответственно по высоте. Опять появляется ощущение стеновых массивов внутри наоса, хотя, как и в Кобыльем городище, арки сделаны во всю ширину малых нефов выявляют столбы. Массивность ощутима даже в восточной стороне, пространства малых алтарей впервые не имеют двухъярусного деления, открыты на всю высоту. Здесь, казалось бы, уже ничто не должно мешать ощущению вертикальной опоры, однако восточные столбы выглядят скорее как части межалтарных стен, прорезанных арками. Толщина столбов становится пластическим модулем массы, который оказывается чрезмерным для маленького пространства. Даже повышенные своды столь крупны, что их шаг выглядит слишком значительным, как бы сжимающим центральное пространство.

Читать далее...

Архитектура середины XIV — середины XV в.

Если, как обычно, приравнять длину наоса ширине, сместить столбы к восточной стене на половину толщины стены, то восточный неф из-за малых размеров здания получит ширину около 0,7 м. Зодчие уширяют восточный неф, делая его равным западному, восточный рукав креста оказывается самым глубоким, наос становится прямоугольным, и столбы расставлены симметрично двум его главным осям. Храм № 2, самый большой в группе с прямоугольными объемами по сторонам апсиды, имеет внутреннюю ширину 8,3 см, его толстые столбы, как ни странно, сближены. Если взять треть общей ширины, то она должна бы составить 2,75 м, в то время как расстояние между западными столбами равно 2,55 м, между восточными — 2,35 м, длина подкупольного квадрата около 2,5 м. Помещение наоса здесь, как обычно, квадратное, столбы сдвинуты к востоку так, чтобы западный и восточный рукава креста оказались бы равными по глубине.

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Если сравнить с новгородскими храмами второй половины XV в. — а именно их бы прежде всего должны были бы иметь в виду псковские современники,— то пропорциональный строй, пространственные решения, форма опор, расположение и форма проемов — все будет отлично. В Новгороде возводятся небольшие церкви со свободно стоящими столбами, часто на подклете, стройные и легкие, скорее изящные, столбы часто круглые. Если же под новгородизмами понимать вероятный облик Спасской церкви Хутынского монастыря конца XII в. , то все новгородские церкви того времени имели три апсиды, закомарные завершения фасадов. Почему же в сознании псковичей конца XV в. новгородизмы должны ассоциироваться с отдельными (только отдельными — ибо целое опять иное) чертами новгородских храмов XIV — начала XV в. , остается непонятным.

Опыт исторического суждения о псковской архитектуре

Церковь Михаила Архангела в Пскове В. В. Суслов датирует 1339 г. и рассматривает ее вслед за церковью Николы на Липне в Новгороде, где он фиксирует появление в первый раз восьмискатного покрытия, сводчатого подцерковья и одноапсидного алтаря. Говоря о тождестве планов обоих храмов, В. В, Суслов выделяет ступенчатое построение сводов псковского памятника как первое применение формы, которая стала «практиковаться в последующих церквах Новгорода и Пскова» и затем вошла в московскую архитектуру К XIV в. автор относит церкви Петра и Павла (1373) и Василия на Горке U377—1413), он отмечает как характерный признак низкие круглые столбы и возобновленное устройство хор на сводах. Высокие круглые столбы с деревянными хорами или без хор он связывает С XV в. —церкви Иоакима и Анны, Василия на Горке. Во внутренней структуре церквей отмечается двухъярусность угловых помещений — северо-западного с лестницей на хоры и палаткой, юго-западного с ризницей наверху, в восточных углах — с помещениями наверху для казны (церкви Варлаамия, Воскресения на Званнице, Успения с Пароменья, Богоявления, Георгия — все датируются XV в. ).

Читать далее...

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Внутри все углы храма раскрыты арками в двух ярусах, кроме глухой западной поверхности южного рукава креста, где, как обычно, Устроена палатка на хорах. Но церковь так мала, столбы и стены так тонки, что здесь не создается ощущения стенной поверхности. Угловые компартименты, особенно восточные, столь сокращены, что их двухъярусное устройство теряет функциональный смысл, оно кажется устроенным лишь по традиции, в Связи с чем в структуре начинают пробиваться ясность и прозрачность схемы.

Читать далее...

Гремячья гора

В 1852 году четверик храма начали разбирать, но через два года снова надстроили. Нетронутыми остались притвор, крыльцо и звонница. Все они, как и южный придел храма, относятся к концу XVII века. Характерны для этого времени столбы с каннелюрами. В воротах еще висят железные решетчатые кованые створы XVII века. От церкви Козьмы и Демьяна с Гремячей горы (принадлежавшей Гремяцкому монастырю), построенной в 1540 году, остались лишь стены четверика и абсиды. По следам на этих стенах видно, что первоначальный храм был окружен стрех сторон обычными для XVI века притворами, галереями и, быть может, приделами.

Псковская архитектура XII в.

Поэтому кажется возможным предположение о том, что хоры в Дмитриевской церкви существовали и что на них попадали по лестнице одного из западных угловых помещений, что столь популярное в дальнейшем решение впервые появилось в этом здании. Пол храма был цемяночным, в диаконнике вымощен каменными плитами. Все три апсиды сохранили остатки престолов, под престолом диаконника обнаружено захоронение. В. Д. Белецкий делает предположение о том, что здесь был похоронен князь Всеволод Мстиславич, и отмечает, что престол был переложен, разобран и собран заново в той же технике. В. Д. Белецкий датирует подобную перекладку временем около 1144 г. , однако она может быть связана с переносом мощей Всеволода Мстиславича в Троицкий собор в 1193 г. Все три рассмотренных храма, хотя и разные типологически, стали образцами для зодчих последующих столетий. Мирожский собор копировался целиком; от Иоанновского, вероятно, распространились трехапсидная композиция алтаря, скругленные столбы, от них обоих — устройство хор на деревянных настилах. Дмитрисвская церковь стала первым образцом храма без нартекса, с лестницей на хоры в одном из западных угловых помещений. О строительстве в Пскове во второй половине XII в. мы не имеем никаких известий, скорее всего, оно и не велось.

Читать далее...