При столь же малых размерах среднего нефа общее пространство увеличено и в храме достигнуто ощущение большого пространства и масштаба

Псковская архитектура XII в.

Центральный неф по ширине равен боковым в сумме со стенами и столбами. Особенностью здания является отсутствие нартекса (впервые при обычном четырехстолпном типе храма) и отдельные фундаменты под западными столбами без связи с ленточными фундаментами стен. Западные столбы шире стен, они как бы включают в себя обычные крестообразные столбы, соотношение, наблюдавшееся нами в соборах Антониева и Иоанновского монастырей. Западный неф несколько увеличен по сравнению с боковыми, центральный подкупольный квадрат оказывается несколько сдвинутым к востоку. Судя по форме северо-восточного столба, здесь восточные столбы имели западные лопатки. Западная стена не утолщена, в ней не могла бы существовать внутристенная лестница.

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Завершение фасадов соотношением ползучих арок боковых прясел итройных арок центральных показывает расчет на 8-скатное завершение. Об этом говорит известная просаженность, опущенность центральной формы, очень крутое понижение арок в боковых пряслах — так не бывает при 16-скатном завершении. В этой композиции арочных линий не заметно никаких переделок — а она вряд ли могла возникнуть ранее самого конца XV в. , т. е. здание 1463 г. переделано в большей степени, нежели пока предполагается. Структура интерьера церкви невозможна для 1463 г. и маловероятна даже для конца XV в. Странными являются вытянутость водкупольного пространства поперек, причем весьма значительная — 3,6 × 4,3 м, резкая несимметричность боковых нефов — 3,3 м ширина южного и 4,3 м северного; если решение западных угловых компартиментов — двухъярусных, с палатками на круглых низких столбах — еще может быть отнесено к XV в. , то указанным соотношениям вообще невозможно подобрать аналогию, они могли появиться лишь как результат капитальных перестроек. Свободно стоящие восточные столбы, совершенно раскрытые восточные угловые компартименты, внутреннее решение апсид, странный уступ северной стены жертвенника не имеют ничего общего с памятниками XV в. и могут быть сопоставлены лишь с приемами псковской архитектуры второй четверти XVI в. Не был ли храм переделан в середине XVI в. ? Некоторый повод для такого предположения дает и существование колокола, специально отлитого для этого храма в 1547 г. Непрерывность возведения церквей между 1461 и 1471 гг. свидетельствует о единстве периода и традиции. С этой точки зрения очень интересны два одноименных и одновременных, около 1471 г. , храма Рождества Богородицы в Старой и Новой Уситве, введенные В. В. Седовым в рассмотрение общей эволюции псковского зодчества.

Читать далее...

Псковская архитектура XII в.

Мастера пошли на странное соотношение — если конха центральной апсиды, как обычно, чуть ниже свода вимы, то конхи боковых апсид выше подобных сводов; из-за этого повышения соотношения апсид становятся каноническими. Очертания плана отличаются грубостью и нерегулярностью. Если снова применить принцип построения плана тремя равными ширине центрального нефа зонами, то в боковые зоны войдут малые нефы вместе с толщиной стен и столбов. Принцип аналогичен решениям собора Антониева монастыря, но модульная соразмерность стен и нефов, столь характерная для новгородских памятников начала столетия, уже исчезает. Утолщение столбов и стен (пропорциональное) уменьшает малые нефы и предопределяет доминирование центрального пространства. Хоть форма столбов четко расчленяет план на помещение для молящихся (в двумя парами западных столбов) й алтарь (с преградой по линии восточных столбов), все же здесь существует равенство, естественно получавшееся в прошлом и очень важное, как представляется — исходное, при разбивке планов в будущем.

Псковская архитектура XII в.

Для него характерно очень простое и четкое построение плана, где все кратно толщине стен или, что то же самое, подкупольных столбов. Эти соотношения были определены К. Н. Афанасьевым. Центральные нефы равны четырем подобным величинам, боковые — двум. Из этого следует несколько простых соотношений: боковые нефы вместе с толщиной примыкающих стен и столбов равны размеру центрального, основное помещение храма, от нартекса до заплечиков апсид, оказывается квадратным, структура интерьера полностью совпадает с наружными кровитсля и защитника.

Читать далее...

Архитектура середины XIV — середины XV в.

Ее ширина внутри чуть больше 7 м. Не превышает 7,5 м и ширина церквей № 1,2, 4. В столь малых храмах толщина стен и столбов осталась обычной, в пределах 100—120 см, поэтому принятая для храмов все же несколько больших размеров обычная схема разбивки плановой структуры должна быть скорректированной — просто для обеспечения возможности прохода в малых нефах. Основой разбивки остается система трех равных продольных зон, получаемых делением внутренней ширины наоса на три части. Внутренняя ширина так называемой церкви Тимофея — 7,4 м (церковь № 4), центральный неф равен 2,4 м (расстояние между западными столбами, восточные несколько сближены).

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Стены вимы резко расходятся, северная идет буквально под углом в 30°, южная от центра отклоняется понемногу, Ко затем обрывается уступом. На восточном фасаде по сторонам широкой апсиды сохраняются угловые лопатки и в узкие простенки выходят щелевидные окна. Скругление столбов для этой церкви становится практически необходимым, ибо иначе трудно пройти, ширина южного нефа всего лишь 0,7 м. Снаружи размещение лопаток на фасадах подчинено задаче создания симметричных фасадных композиций. Западные столбы определяют место соответствующих лопаток, а восточные лопатки боковых фасадов смещены для увеличения ширины восточных прясел к западу.

Читать далее...

Псковская архитектура XII в.

Исследование памятников XII—XIV вв. приводит к предположению о постоянном использовании приема, когда для разбивки плана здания на земле определялись три одинаковых по ширине «нефа», средний на самом деле образовывал центральный неф будущего храма, а боковые следовали двум вариантам. В первом в эту зону вписывались толщина столбов и наружной стены, малый неф храма образовывался остающимся между ними пространством, во втором наружные стены выносились за пределы этой зоны, примыкали к ней извне, тем самым увеличивалась ширина малых нефов. При малых размерах храмов, при подкупольном квадрате меньше 3,5 м, ширина боковых нефов при первом варианте оказывалась 1,5 м и меньше. Поэтому в небольших постройках чаще применялся именно второй вариант. При втором варианте подкупольное пространство из-за относительного расширения малых нефов теряло свое доминирующее положение, глубина рукавов креста оказывалась равной диаметру купола, подкупольный и боковые компартименты оказывались одинаковыми по масштабу и притом небольшими. Это приводило к совсем иной выразительности среднего пространства и главы и снаружи, и внутри.

Читать далее...

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Напомним, что там делилась на три общая, внешняя ширина здания, в Кобыльем — внутренняя ширина наоса. Поэтому, при столь же малых размерах среднего нефа общее пространство увеличено и в храме достигнуто ощущение большого пространства и масштаба. Как уже было указано, чтобы избежать суженности центра и монотонности ритма, столбы несколько раздвинуты, из-за этого центральная апсида оказалась уже вимы, стены вимы к востоку сужаются, в том числе и в верхней зоне. Зодчие четко осознавали соотношения и сделали западный рукав креста зеркальным, сужа-юшимся к западу до размера арки апсиды.

Читать далее...

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Кардинально изменилась и строительная техника, ибо из смену хотя и чисто отесанной, но нерегулярной по размерам и рыхлой, слоистой плите пришел в Москве стандартный и точный, регулярный модуль — кирпич. Мы рассмотрим лишь те явления и мотивы московских памятников, которые связаны с традициями псковского зодчества, попытаемся увидеть варианты и направленность изменений форм. Небольшая Ризоположенская церковь в Московском Кремле (1484—1485 гг. ) по размерам легко сопоставима с псковскими постройками, но уже ее план четкостью, прозрачностью форм, пропорциями нефов, тонкими квадратными столбами резко отличается от знакомых нам псковских зданий. Тем не менее, один прием находит аналогии в Пскове — устройство ниш в малых алтарях, две прямоугольные, в восточной и боковых стенах, в жертвеннике добавлена еще одна ниша с западной стороны.