На барабане этого храма очень любопытные зеленые поливные изразцы XV века, возможно, печные

Архитектура середины XIV — середины XV в.

С датировкой церкви Покрова 1352 г. он соглашается, но исторические и чисто архитектурные обстоятельства заставляют нас остановиться на другой летописной датировке, 1398 г, на этой точке зрения стоит и И. К. Лабутина. Никем не оспаривается определение постройки № 3 как церкви Кирилла с датой 1374 г. Весьма убедительна аргументация В. Д. Белецкого для определения постройки № 1 как церкви Николы на Гребле. Но вот зафиксировать ее точную дату пока невозможно, она может принадлежать и началу XV в. ; близкие ей храмы № 2 и № 4 могут датироваться несколько ранее, концом XIV в. Предложенная В. Д. Белецким для нее дата — середина XIV в. — кажется невозможной. Переходя к первой половине XV в. , мы сталкиваемся с абсолютным отсутствием натурного материала. После передатировки Ю. П. Спегальским церкви Василия на Горке XVI в. , поддержанной и уточненной В. В. Седовым, мы можем только строить догадки об эволюции зодчества этого периода.

Читать далее...

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Природные и рукотворные ритмы, доминанты и перспективы все время дополняют и разнообразят друг друга. Если учесть, что в архитектуре Пскова при всей мощи его укреплений и гармонической слаженности, устойчивости форм его крупных храмов нет стремления к грандиозному, официальному, устрашающему и суровому, то в целом картина города оказывается удивительно приветливой. Подобное ощущение сохраняется и в наши дни, оно, конечно, было намного сильнее в XVI столетии. Хочется снова подчеркнуть еще одну особенность города, проистекающую из его географического положения, но оказавшуюся очень созвучной природе его искусства,— это его открытость, «доверчивость», обращенность к реке, ибо все храмы обращены к ней западными фасадами; крыльца, притворы, порталы, звонницы — все глядело в эту сторону. Сохранившиеся изображения Пскова на иконах свидетельствуют о том, что указанные особенности речных панорам города, его общего облика хорошо осознавались и фиксировались общественным сознанием.

Псковская архитектура XII в.

В Спасо-Преображенском соборе глубина боковых рукавов креста равна ширине центральных подпружных арок. Но последние опираются не на лопатки, а на консоли, исчезающие в стенах рукавов креста, поэтому центральное пространство и зрительно, и реально несколько расширяется. В результате храм, почти точно равный по общей ширине и ширине главы Николо-Дворищенскому собору, выглядит более пространственным и при этом сохраняет определяющее значение центра. Основная выразительность всей композиции связана с доминирующей ролью сводчатого перекрытия.

Читать далее...

Четырехстолпные храмы

В XV веке установились типичные приемы каменной псковской орнаментики. Каноническим стало украшение барабанов церквей «бровками» над окнами, над ними — поясом орнамента из трех рядов впадин, а еще выше — рядом «кокошников»; украшение абсид тем же неизменным поясом из впадин, а средней абсиды, кроме того, так называемыми «валиковьши разводами»; обработка входных дверей храмов наличниками из ровных поставленных на ребро плит, украшение фасадов кишками с фресковыми изображениями в них. Формы псковской каменной орнаментики были связаны с наиболее удобными приемами кладки и с особенностями материала. Среди пород псковской плиты есть известняки, выламывающиеся ровными слоями определенной для каждой породы толщины.

Характерный облик

Упоминается он впервые только под 1243 годом. Это была постройка княжеская. Шестистолпный, с хорами в западном членении, освещенными двумя дополнительными главами, Ивановский собор представлял собой вариант большого Новгородского храма XII века. Строителями его были, вероятно, новгородские мастера. В отечественной литературе второй половины XX в. независимый Псков было принято именовать «Псковской феодальной республикой». Это определение не находит соответствия в данных источников: понятия феодализма и республики были чужды социально-политическим реалиям средневековой Руси.

Кончанские церкви

Около этого времени псковичи построили храм Бориса и Глеба в Старом Застенье, упоминаемый летописью под 1343 годом. По-видимому, это тоже был кончанский храм. Надо полагать, что и гражданские общественные здания концов — гридницы в то время тоже строились из камня. Открытые археологами остатки каменных гражданских зданий конца ХП — начала XIII века позволяют думать, что это произошло, может быть, еще задолго до XIV века.

Читать далее...

Верхний придел

Над низкой, дробно измельченной деревянной застройкой Подгорья, изрезанной узкими улочками и переулками, высился высокий скалистый обрывистый берег, по краю которого выстроились один за другим храмы и монастыри с каменными церквами. С 1465 года по этому берегу прошла деревянная крепостная ограда. Северо-восточнее двора псковского купца Никифора Ямского и теперь еще можно видеть остатки храма Богоявления с Бродов, возвышавшегося над крепостной стеной у проходившего здесь взвоза. Этот храм построен в XVI веке на месте более старого, относившегося к 1444 году, и был засыпан землей при фортификационных работах в 1701 году. По просьбе Никифора Ямского, в палатах которого жил в то время Петр I, южный придел храма оставили незасыпанным, но за XVIII век и он разрушился. Обширный, сложный по композиции, богато убранный храм Богоявления стоял на скрещении улиц у Высокого моста через Пскову, игравшего важную роль в древнем Пскове.

Читать далее...