Характерный облик

Псков того времени, насколько мы можем его себе представить, отличался очень характерным обликом. Среди множества деревянных строений, в числе которых были обширные и богато украшенные дворы, должно быть, совершенно терялись две деревянные, скромные по размерам и отделке церкви города — Троицкая и Власьевская. На длинных главных улицах и в переулках встречались лишь гражданские постройки. За пределами посада были рассыпаны только дворики ремесленников. Такой ярко выраженный светский облик города отражал его внутреннюю жизнь. Христианство, вводимое феодальными верхами, укоренялось тогда на Руси чрезвычайно медленно. Народ относился к новой религии враждебно, не желал оставлять старых привычек и верований, глубоко связанных со всей его жизнью и с явлениями родной природы. Даже феодальной верхушке Руси христианство было чуждо. Слагавшиеся тогда городские обычаи сплетались не с христианскими обрядами, а с остатками языческих. В повседневный быт христианство еще не начало проникать, и это отражалось на всем виде города.

Псков и его архитектура в XII веке. Развитие ремесленного производства и рост торговли в XII веке превратили Псков в большой и богатый город. Во второй половине XII века в Пскове появились первые каменные здания. Недалеко от Крома, на месте будущего Довмонтова города, князь Авед-Дмитрий построил храм в честь Дмитрия Солунского. Следующий каменный храм был возведен уже по заказу церковного владыки — архиепископа Новгорода и Пскова Нифонта. Желая утвердить в Пскове прочный оплот пропаганды христианства, он основал Спасо-Мирожский монастырь, в котором около 1156 года создал соборный храм. Место для монастыря было выбрано в небольшом отдалении от города, на другом берегу Великой, у устья реки Мирожи. Отрезанный рекой, монастырь был в то же время хорошо виден с берегов Великой и с высоких мест города. Архитектурное решение собора определил сам Нифонт, нашедший на юге, вероятно в Херсонесе, тип храма, наиболее отвечавший его вкусам.

Собор Мирожского монастыря. Реконструкция
Собор Мирожского монастыря. Реконструкция

План собора в нижней части был близок к квадрату, а наверху принимал форму креста. Над перекрестьем возвышался объемистый барабан. Основные покрытия были уложены прямо по сводам, лишь крыши над пониженными углами на западной стороне были скатными, устроенными по деревянным стропилам. Материалом кровли служила скорее всего керамическая черепица или же свинец. Поверхности стен, выровненные розоватой обмазкой из извести с толченым кирпичом, только в перемычках окон и входной двери и в дугах, соединявших вверху лопатки, оживлялись оставленными на виду прослойками красного кирпича. Прекрасно найденные пропорции придавали этому небольшому зданию стройность и монументальность. Внутри его украсили фресковой росписью. В первоначальном виде собор простоял недолго. Уже в XIII веке его западные углы были надстроены. Позднее появился притвор. Этим была нарушена строгость первоначальной композиции храма.

Возможно, к XII веку относится и собор Ивановского монастыря, основанного, как и Мирожский, за рекой, но не к югу, а к северу от города. Упоминается он впервые только под 1243 годом. Это была постройка княжеская. Шестистолпный, с хорами в западном членении, освещенными двумя дополнительными главами, Ивановский собор представлял собой вариант большого Новгородского храма XII века. Строителями его были, вероятно, новгородские мастера.

*     *     *

В отечественной литературе второй половины XX в. независимый Псков было принято именовать «Псковской феодальной республикой». Это определение не находит соответствия в данных источников: понятия феодализма и республики были чужды социально-политическим реалиям средневековой Руси. В международных договорах Псковское государство называлось «Псковом» или «Великим Псковом». Это наименование отражало сущность Псковского государства, вся полнота власти в котором находилась в руках городской общины и ее вечевых институтов. Поэтому Ю.Г. Алексеев предпочитает называть Псков вечевым городом-землей8 . Термин «Псковская земля» использовался для обозначения территории, принадлежащей Пскову как городу-государству. В нашей работе определения «Псков», «Псковское государство» используются как синонимы для обозначения государства как совокупности политических институтов, а определение «Псковская земля» обозначает территорию, находившуюся под суверенитетом Пскова.

Вопрос о границах суверенитета Пскова тесно связан с вопросом о его геополитическом положении и рассматривался в трудах Л.В. Черепнина, Н.Н. Масленниковой, Ю.Г. Алексеева, В.Л. Янина, СВ. Белецкого. До середины XIV  в. Псков входил в состав феодально-иерархической системы Великого княжения Владимирского, и, как считают В.Л. Янин и К.А. Аверьянов, в Болотовском договоре 1329 г. была подтверждена традиция «посажения» князей на псковский стол только «из руки» великого князя владимирского. Но с момента появления здесь князя Давыда, а в Изборске князя Остафия в 1323 г., в Пскове усиливается литовское влияние, и в 1341 г. он переходит под сюзеренитет великого князя Литовского и Русского Ольгерда. Великое княжество Литовское, объединив западнорусские земли, вступило в острое соперничество с Великим княжеством Владимирским и Московским. Не случайно почти одновременно с включением определения «Русский» в титул литовского князя (1342 г.) московские князья начинают употреблять дополнение к титулу — «всея Руси» (1328—1340 гг.).

В 1399 г. Псков принял московского наместника и тем самым признал сюзеренитет великого князя Московского. Поэтому именно феодально-иерархическая система Великого княжения Московского именуется в нашей книге Русской землей и Русью, а при описании событий второй половины XV в. — Русским государством.

1510-й год, когда пало независимое Псковское государство, я не рассматриваю как непреодолимую грань между двумя эпохами; он приобретает значение водораздела, стоя на котором, легче разглядеть и предыдущий, и последующий периоды. XVII век предоставляет в распоряжение исследователя интереснейший актовый материал, причем много архивных документов из фондов РГАДА впервые вводятся в научный оборот. Правление Петра I открыло новую эпоху в истории России и роковым образом отразилось на судьбе Пскова. Поэтому 1700 г. — год начала Северной войны — стал верхней хронологической границей книги.

http://birzha-sro.ru/spravka_o_sro/sro_stroitelei вступить в сро строителей

Лучший Ивановский трикотаж

   Назад ←  ●  → Далее

 

Сайт создан в системе uCoz