Характер архитектурных украшений

Есть основания предполагать, что у изб устраивались крытые ходовые галерейки, начинавшиеся у входа и заходившие на заднюю сторону избы, а также небольшие помещения, примыкавшие к избе. В более богатых жилых постройках, имевших частично вторые этажи, галерейки превращались уже в висячие балконы. Великолепный лесной материал, тщательно обработанный, придавал даже самым простым постройкам основательность и своеобразную красоту.

О характере архитектурных украшений, типичных для новгородско-псковской земли того времени, можно судить по найденному при раскопках в Новгороде в 1953 году обломку резного столба. Он покрыт сложной по рисунку и довольно мелкой резьбой. Изображения сказочных существ сочетаются в ней с очень свободно скомпонованным затейливым плетеным орнаментом. Рассматривая этот обломок, нельзя не вспомнить описаний древнеславянских языческих храмов с их резными, ярко расписанными изображениями фантастических зверей, птиц и людей. Резьбой и, вероятно, росписью украшалась и мебель, состоявшая главным образом из столов и скамей, а также деревянная утварь.

Живописным богатством отличались дворы, принадлежавшие представителям верхов укрепившегося в то время на Руси феодального общества. Каждое из жилых, хозяйственных и парадных приемных помещений на этих дворах ставилось в виде особого здания. Отдельные срубы устраивались для летних и зимних спален; отдельно строились залы для пиров — гридницы, самостоятельно сооружались и терема. Все они соединялись между собой крытыми переходами. Жилые помещения поднимались на подклети, переходы между ними были висячими. Для подъема на переходы сооружались особые постройки с лестничными всходами, называвшиеся сенями. Указания летописей говорят, что такие холодные постройки, как сени и терема, поднимались над землей на деревянных столбах. Многие из хозяйственных построек, в их числе конюшни, житницы, кладовые для меда (бретьяницы) и имущества (скотницы, клети), челядни, поварни, тоже соединялись переходами.

Бревенчатые стены жилых срубов кое-где прорезались очень маленькими оконцами. Сени же, терема, переходы открывались наружу рядами проемов, украшенных резными обрамлениями. Гридню русские былины часто называют «светлой». Это говорит о том, что она освещалась большим количеством проемов.

Все эти, очень разные по объемам и обработке постройки объединялись в свободную асимметричную композицию. Сложное сочетание объемов, богатая игра светотени, причудливый силуэт, умелое использование дерева в декорации, местами резной (а кое-где, может быть, и раскрашенной), придавали таким дворам необычайную живописность. Вокруг они огораживались высоким частоколом из бревен с заостренными концами и замащивались деревянными помостами. Ворота этих дворов, вероятно, имели красивую обработку.

В то время в Пскове, несомненно, были гражданские общественные здания. Псков XI века делился уже на пять концов и, следовательно, наряду с общегородским вечем существовали кончанские организации и кончанские сходки. Один из авторов, описывавших древнеславянские города, упомянул о постройках, в которых славяне «имели обычные свои собрания и совещания... сходились пировать и рассуждать о важных делах...» Внутри были «вокруг скамьи и столы». Разумеется, такого рода зданий не могло не быть, хотя бы по одному, в каждом из псковских концов.

*     *     *

Я стремлюсь показать, насколько многообразными и несводимыми к классовым противоречиям были мотивации поступков и представления людей прошлого, насколько важным является постижение их ментальности. Ж. Дюби и Р. Мандру понимали под ментальностью систему образов и представлений, которые лежат в основе человеческих представлений о мире и определяют поступки и поведение людей. Во-первых, менталитет общества определяется фундаментальными основаниями идеологии, религиозных верований. Во-вторых, основой ментальности являются условия существования людей, связанные с производством или геополитической ситуацией3. В российской исторической науке имеется опыт постижения прошлого, основанный на анализе представлений людей. Прежде всего сказанное относится к неоцененному в свое время труду Б.А. Романова «Люди и нравы древней Руси», автор которого поставил задачу «собрать и расположить в одной раме разбросанные в древнерусских письменных памятниках… следы бытовых черт, житейских положений и эпизодов из жизни русских людей XI—XIII в., с тем чтобы дать живое и конкретное представление о процессе классообразования в древнерусском феодальном обществе, сделав предметом наблюдения многообразные отражения этого процесса в будничной жизни этих людей». В современной российской науке исследовательская задача такого рода наиболее четко сформулирована И.В. Нарским, которого интересует, «что происходило в головах людей, как накапливался опыт и каково было его содержание, как работала коллективная память, какие поведенческие коды вырабатывало население и в какие формы воплощало их».

Но любые методы изучения истории общества продуктивны лишь тогда, когда автор осознает, что единственной реальностью, на основании которой он может реконструировать прошлое, является исторический источник. Эта книга основана на повествовательных и актовых материалах. Только сопоставление разнородных, противоречащих друг другу источников позволяет прийти к надежному представлению об изучаемом предмете. Как писал Н.Д. Фюстель де Куланж, изучение таких источников «особенно нужно для того, кто изучает историю учреждений; он нуждается в документах, которые осведомляли бы его об их легальной природе, а также в других, которые показывали бы их применение в жизни со всеми различиями и оттенками»6. В работе над источниками мною руководило стремление увидеть за стандартными оборотами челобитных и отписок живых людей с их нуждами и страстями.

Хронологические рамки книги во многом определяются сохранностью источников. Для истории Пскова XV—XVI вв. первостепенное значение имеют Псковские летописи. Как выяснил А.Н. Насонов, псковский летописный свод 1450— 1460-х годов составлялся во многом избирательно, и, например, известия середины XIII в. в него включены не были. Пространное изложение событий в Псковских летописях идет только с 1323 г., но наиболее обширные погодные записи относятся к событиям XV в.7 Рубеж XIV—XV вв. стал нижней хронологической границей для этой книги, хотя в некоторых случаях сделаны необходимые экскурсы и в XIII— XIV вв.

Художники земли Владимирской

Разработка надежных баз данных

http://absenth.me/ - официальный сайт легендарной российской индастриал метал группы ABSENTH. Полная дискография, самые свежие новости и даты ближайших концертов!

   Назад ←  ●  → Далее

 

Сайт создан в системе uCoz