Место торга

Вероятно, уже в первой половине X века определилось постоянное место торга (там, где он оставался до 1510 года). С торгом было связано место поклонения языческим богам. Когда в конце X века языческие капища заменяли христианскими храмами, первым был построен храм Троицы на Крому, а вторым — Власия на Торговище.

К X веку, по всей вероятности, уже установились направления важнейших сухопутных дорог, связавших поселения на месте будущего Пскова с окружающими землями. Эти дороги определили потом расположение главных улиц города. Так уже в те времена намечались основные вехи будущей планировки Пскова и слагались такие характернейшие черты его композиции, как парадность западного «фасада» города и доминирующее значение Крома. В X веке у дорог, соединявших Торговище и Кром с окрестностями, разрасталось скопление дворов ремесленников. Судя по результатам археологических разведок, застроенная площадь вышла в это время уже за пределы будущего Старого Застенья. Можно считать, что Псков тогда стал городом, но его посад по характеру застройки напоминал скорее сельское поселение. Раскопки в Старом Застенье показали, что в X веке улиц там еще не было, дворы были рассыпаны в беспорядке и связывались между собой лишь узкими пешеходными мостками. Все строения были деревянными. Жилищами основной массы жителей посада служили небольшие избушки, срубленные из круглых бревен. В состав дворов входили постройки для домашнего скота и других надобностей семейств, не порывавших с сельским хозяйством.

На Крому и, возможно, в Городце были, конечно, и дворы знати, отличавшиеся обширностью, более сложной композицией и более крупными постройками. Расположение Пскова на основной транспортной артерии края и естественная защищенность его Крома способствовали превращению Пскова в центр развития ремесла и торговли, а затем в стольный город псковского княжества.

После нападения на Псков полоцкого князя Рог-волда, то есть после 977 года, укрепления Крома, вероятно, были значительно усилены. За ними разместился двор первого псковского князя Судислава, княжившего с 988 по 1036 год, а близ княжего двора, надо полагать, расселилась княжеская дружина. Может быть, именно с этого времени укрепление на Кромской горе стало называться Детинцем. На псковском посаде, наверное, уже появились «лавицы» — постоянные сооружения, служившие для перехода через топкие места.

Псков XI века и его облик. В XI веке псковский посад превратился уже в настоящее городское поселение. Местами его постройки вышли за пределы будущего Среднего города. Дворы образовали сплошную правильную застройку улиц. Улицы стали замащиваться деревянными настилами, применялся дренаж и другие способы осушения почвы, позволявшие занимать под поселение сырые участки. Наряду с главными складывалась сеть второстепенных улиц и переулков. Обычные жилища были по-прежнему очень простыми по планировке, состояли из одного помещения в бревенчатом срубе с очагом или печью, лавками у стен и большим столом со скамьями в стороне, противоположной входу. Крыша для тепла засыпалась землей. Дым от печи выходил в отверстие в крыше. Окошки представляли собой щели, задвигавшиеся деревянными заслонками.

*     *     *

Событие — по самому своему определению — есть нечто значительное, экстраординарное, нарушающее привычное течение жизни. Событию свойственна динамика, и даже если оно не приводит к качественной реконструкции исторической реальности, то выявляет в этой реальности новые аспекты. В историческом процессе исследователи вычленяют не только события, но и структуры — социальные феномены, являющие собой важный и долговременный срез исторической реальности. Структура не равнозначна общественному институту, например какому-либо властному или правовому учреждению. Социальная структура представляет собой устойчивые внутренние отношения между элементами общества. Структуры средневекового общества были, как правило, инертны и обладали способностью сохраняться и воспроизводиться на протяжении столетий. Под термин «структура» подпадает такое фундаментальное явление, как крепостное право, в возникновении которого участвовали социальные институты: государство, община.

Можно спорить о том, какой тип исторического знания предпочтительнее: событийная или, как говорил Э. Леруа Ладюри, «недвижимая история». В этой книге я попытался сочетать событийный и структурный анализ местной истории. Преимущественно «событийными» являются главы 1-я, 4-я, 5-я, 6-я, где я рассматриваю историю Псковского государства в XV в., присоединение Псковского края к Москве, эпоху Ивана IV и Смуту начала XVII в. Для исследования долговременных тенденций в развитии общества, или социальных структур, первостепенное значение имеют явления, связанные с производством и системой распределения материальных ценностей. Преимущественно «структурными», посвященными исследованию «недвижимой истории», являются главы 2-я, 3-я, 8-я и 9-я. Объектом анализа здесь стало социальное положение горожан, дворян и крестьян, их повседневная жизнь и структуры сознания. Событийно-структурное изложение материала характерно для 7-й главы, где идет речь о населении Пскова в XVII в. и Псковском восстании 1650 г.

Мною двигало стремление показать не столько специфику местной истории, сколько взаимовлияние тенденций местных и общероссийских. Псков и его земля в системе Русского государства — вот лейтмотив моей работы. И обращение к таким вопросам, как мотивы и направления бегства холопов, последовательность и смысл действий посадских людей в годы Смуты, имеет целью не только раскрыть детали местной истории, но и понять тенденции развития российского общества в целом. Как писал Дж. Л еви, «микроистория означает не рассматривать мелкое, а видеть в малом». Ключевое значение при этом имеет угол зрения историка, его теоретические представления об обществе. Серьезнейшим недостатком многих работ советской эпохи по истории средневековья был объективизм, когда теоретические конструкции воспринимались как истинные реалии. Особенно явно такой подход виден в анализе структуры общества: из социальной ткани вычленяются группы людей, которые получают статус «класса». Сконструированный таким образом «класс» в концепциях и трудах историков становится «реальным» участником исторических событий, а противоречия между «классами» трактуются как «причины» тех или иных явлений. Но еще М. Вебер разработал теорию «идеальных типов», в соответствии с которой «класс» понимается как мыслительный конструкт, всего лишь инструмент исследователя. В новейших трудах возможность применения к средневековому обществу России понятия «класс» подвергается серьезному сомнению2. Я анализирую социальную структуру средневекового общества, не прибегая к классовому анализу и применяя другие методы исследования. Многим историческим трудам был свойствен априоризм, когда факты подгонялись под заданные теорией схемы, а политическая история сводилась главным образом к классовой борьбе.

   Назад ←  ●  → Далее

Авторский путеводитель по России

Автоматические системы качественно проведет ремонт ворот в Москве и московской области

Арендовать авто бизнес класса на свадьбу или взять на прокат микроавтобус можно на сайте компании Автолюкс Казань

Сайт создан в системе uCoz