Верхний придел

Верхний придел не вошел органически в интерьер храма. Его пространство присоединилось к палатке как случайный отросток. И все же пять приделов, пять различно решенных интерьеров, придавали зданию особую художественную ценность. Интересным было сочетание столь разных по величине помещений. После тесной, почти игрушечной церквушки «на полатях» особенно остро воспринималась обширность и монументальность главного храма и его иконостаса.

От церкви Петра и Павла пройдем высоким берегом Псковы до улицы Красных Партизан. Этот скалистый берег лишь недавно подсыпан землей, придавшей теперь ему более пологий уклон и геометрическую правильность очертания. По нему шла стена Среднего города к угловой Кстовской башне. В старину, идя от Петра и Павла с Буя к Кстовским воротам, мы бы встретили на этой короткой улочке еще две церкви: Богоявления со Кстовы (или из Среднего города) с ее колокольней, стоявшей в XVII веке на крепостной стене, и Рождества со Кстовы, по другую сторону улицы. Однако первый памятник, который окажется теперь на нашем пути, будет уже за пределами Среднего города.

ОКОЛЬНЫЙ ГОРОД

Это был один из живописнейших участков старого Пскова. В глубокой древности река Пскова здесь была очень широкой, но затем у высокого, пробитого рекой в скале левого берега она намыла ряд песчаных островов, превратившихся через некоторое время в плоское низкое место, названное псковичами Подгорьем, которое застроилось мельницами, банями, разного рода «варницами», трепальнями, кожевенными мастерскими и маленькими скромными двориками самых небогатых посадских людей. В XVII веке среди этих построек появились каменные здания промышленных мастерских и небольшие каменные подызбицы. Над низкой, дробно измельченной деревянной застройкой Подгорья, изрезанной узкими улочками и переулками, высился высокий скалистый обрывистый берег, по краю которого выстроились один за другим храмы и монастыри с каменными церквами. С 1465 года по этому берегу прошла деревянная крепостная ограда.

Северо-восточнее двора псковского купца Никифора Ямского и теперь еще можно видеть остатки храма Богоявления с Бродов, возвышавшегося над крепостной стеной у проходившего здесь взвоза. Этот храм построен в XVI веке на месте более старого, относившегося к 1444 году, и был засыпан землей при фортификационных работах в 1701 году. По просьбе Никифора Ямского, в палатах которого жил в то время Петр I, южный придел храма оставили незасыпанным, но за XVIII век и он разрушился.

Обширный, сложный по композиции, богато убранный храм Богоявления стоял на скрещении улиц у Высокого моста через Пскову, игравшего важную роль в древнем Пскове. Главы храма были покрыты ярко-желтой поливной черепицей, барабан украшен изразцовым поясом с надписью, притвор — большим резным каменным крестом, вложенным в нишу в стене галереи, и наружными фресковыми росписями. К спуску на мост из Окольного города подходила Бродская улица от полевых Петровских ворот, Луцкая улица — прямо из Большого ряда Нового торга и улицы из Песков — района теперешних Лапиной горки и «Солодежни».

От развалин храма Богоявления в Бродах пройдем вверх по течению Псковы, к Лапиной горке. Этот путь можно проделать либо верхним высоким берегом, либо низом. Сверху, особенно если подниматься на остатки петровских земляных укреплений, открываются красивые виды на Запсковье, Пскову, Гремячую гору, Волчьи ямы и Хлебную горку. По дороге встретятся засыпанные землей монастырские храмы: Пятницы в Бродах, построенный в 1534 году, и Благовещения в Песках на Бугру, который впервые был построен в 1421 году, но разобран и выстроен заново в XVII веке. Между ними, почти напротив Некрасовской улицы видны остатки засыпанных богатых каменных палат XVII века. За Гоголевской улицей у крепостной стены возвышается земляная петровская батарея, так называемая Лапина горка. Под ней скрыт засыпанный в 1701 году храм Никольского «из Песок» монастыря.

*     *     *

Система управления

В политическом смысле присоединение Пскова произошло за шестнадцать дней — с 12 по 28 января 1510 г. Но процесс освоения края Москвой, «переваривания» его неповторимой социально-политической структуры растянулся на все XVI столетие. Изживание традиций эпохи независимости требовало радикальной перестройки всей системы политических и общественных учреждений, а также изменения ментальности псковичей, их представлений о государственности.

Ключевым административным учреждением единого Русского государства стали наместничества. Суть реформ Василия III в Пскове состояла в полной смене местной элиты. Великий князь «посади наместники на Пскове Григорья Федоровича Морозова да Ивана Андреевича Челяднина, а диака Мисюря Мунехина, а другим диаком ямским Андрея Волосатого, и 12 городничих, и старост московских 12, и псковских 12, и деревни им даша; а велел им в суде сидети с наместники и с тиуны, правды стеречи… И дал князь великий свою грамоту уставную псковичам, и послал князь великой по пригородом наместники, а велел им приводити х крестному целованью пригорожан». Таким образом, Москва установила контроль не только над главным городом земли, но и над всеми ее пригородами.

В XVI в. территория Псковской земли была разделена на пятнадцать уездов: Псковский, Гдовский, Кобыльский, Изборский, Островский, Вороночский, Выборский, Дубков-ский, Велейский, Володимерецкий, Вревский, Вышегород-ский, Опочецкий, Себежский, Красногородский. Северовосточная часть современной территории Псковской области входила в состав Шелонской пятины Новгородской земли: Новгородского и Порховского уездов. Наконец, к юго-востоку от Псковской земли находились уезды с непосредственным подчинением Москве: Великолукский, Пустор-жевский и Невельский.

Система управления в уездах сильно различалась, она зависела от статуса территории. Во главе уезда стоял наместник, в Пскове их было два. Псков был одним из наиболее крупных наместничеств в Русском государстве, поэтому здесь «годовали» наиболее знатные кормленщики. Чаще других представителей крупнейших боярских родов Василий III и впоследствии Иван IV назначали псковскими наместниками князей Шуйских. В первые десятилетия XVI в. наместниками в Пскове были: в 1511—1514 гг. — князь Петр Васильевич Великий Шестунов и Семен Курбский, в 1514— 1518 гг. — Иван Васильевич Шуйский и А. В. Сабуров, в 1519—1520 гг. – М.В. Кислица и П.Л. Ряполовский, в 1528 г. -В. Микулинский и Иван Васильевич Ляцкий, в 1534 г. — Михаил Кубенский и Дмитрий Воронцов, в 1540 г. — князь Андрей Михайлович Шуйский и В.И. Репня-Оболенский.

По мнению СМ. Каштанова, псковские наместники имели больший объем юрисдикции, нежели наместники других русских городов и псковских пригородов. Это следует из изучения жалованных грамот, выданных Василием III Никольскому монастырю из Гдова и Верхнеостровскому Петропавловскому монастырю 13-16 февраля 1510 г. «А кому будет чего искати на самом игумене, или на их приказчиках, ино их судят наши наместники псковские; а тиуни наших наместников игумена и их приказщиков не судят ни в чем». Таким образом, псковским наместникам были подсудны игумены и приказчики даже тех монастырей, которые получали иммунитетные грамоты. Как полагает С.М. Каштанов, «только сильный наместничий аппарат имел возможность обеспечить достаточно всестороннее подчинение Пскова московскому правительству».

   Назад ←  ●  → Далее

 

Сайт создан в системе uCoz