Правиша посольство перед всеми псковичи на вечи посадники, ездившие в Москву с челобитьем об учреждении в Пскове отдельной епархии

Укрепления Пскова

В сообщении о пожаре в Пскове 31 мая 1406 г. упоминается великокняжеский посол «болярин» Никита Неелов. Собственно псковскими боярами впервые названы послы в сообщении Псковской 2-й летописи о заключении вечного мира с Новгородом в 1397 г. : «Того же лета послаша псковичи князя Григориа, и посадника Сысоя, и Романа посадника, и иных бояр в Новгород…». Любопытно, что в 1-й летописи термин «бояре» заменены определением «дружина» («посадников и дружину их»)35. Погибшие псковские бояре упоминаются в сообщении о битве с немцами на Логозовичском поле 18 августа 1407 г. Посадники и «иных много бояр» участвовали в переговорах с Ливонским орденом в Кирьипиге и Изборске 20 июля 1410 г. Бояре Ларион, Аким, Юрий В инков и «иные бояре» входили в состав псковского посольства в Новгород в 1417,г. Наконец, «боляр много» участвовало в псковском посольстве к Витовту во время войны с Литвой 25 августа 1426 г. Как видим, бояре упоминаются вслед за посадниками в перечне членов посольств и участников сражений.

Читать далее...

Каменные храмы

Дорофея празднуется 5 июня, именно в этот день в 1442 г. была построена церковь Похвалы св. Богородицы на Романовой горке. Четвертая обыденная церковь появилась в Пскове во время эпидемии 1465 г. : «…посадники псковския и вси мужи псковичи с своими отцы священники, с пятьми соборы, священноиноки, священники и диаконы, видяще належащую скорбь и печаль на людех, по благословению отец наших священников совершиша церковь преподобнаго отца нашего Варлама, иже на Хутыне в Великом Новеграде, в един день и освящена бысть, месяца декабря в 8 день…» В Погодинском списке Псковской 1 -й летописи содержится уточнение, что церковь поставили на Званице; ясно, что в данном случае подразумевается Варлаамская церковь на Запсковье. Эпидемия 1487 г. стала причиной возведения сразу двух обыденных церквей: Анастасии Римлянки в Кузнецах и Нерукотворного образа в Козмодемьянском конце. Образскую церковь построили и освятили 26 августа; сообщение о сооружении церкви Анастасии фигурирует в летописи уже под другим сентябрьским годом — 6996-м. Поскольку дальше в летописи идет речь о кончине князя Ярослава, последовавшей 4 октября, уместно предположить, что промежуток времени между строительством двух церквей был минимальным, и церковь Анастасии возникла не позднее сентября 1487 г.

Читать далее...

По памятникам города

Все эти земли продаются смердами «в одерень», то есть в полную собственность, с ведома старосты Родиона и всего погоста. Статус покупателей земли в Лисьях не определен: это могли быть представители верхушки сельских жителей, мелкие вотчинники, аналогичные псковским земцам, или даже, как предположила Л. М. Марасинова, посадники. В любом случае община-погост в Лисьях навсегда утратила контроль над проданной землей в результате акта продажи, в котором участвовали смерды. Непременным условием сделки должно было быть право распоряжения своей землей, принадлежащее не общине в целом, а отдельным домохозяйствам смердов, представленным их главами — Яковом, Ермолой и Родионом.

Читать далее...

Кончанские церкви

Система управления пригородами окончательно сформировалась во второй половине XV в. Краткое сообщение Псковской 3-й летописи относит важное событие в истории пригородов к весне 1468 г. : «…всь Псков поделиша по два пригорода на вси конци, коемоуже концю к старым пригородом новья жеребьем делили…* До 1468 г. концы Пскова осуществляли управление «старыми», существовавшими издавна пригородами, число которых не указано. По всей видимости, цитированное сообщение нужно увязывать с расширением полномочий великокняжеских наместников при вокняжении Федора Юрьевича в 1467 г. : «…а посадники псковски и Псков емоу на всих 12 пригородах дашя наместников держяти и соудове соудити его наместником на которых ни боуди, и из веков княжий наместники не бывали, колко ни есть княжеи бывало во Пскове на столоу, а наместники княжий были толко на 7 пригородах псковскых»7. Из летописного сообщения следует, что князь получил право держать своих наместников на всех 12 псковских пригородах вместо прежних 7. Роль кончанских, сотских и уличанских организаций, объединявших жителей концов, сотен и улиц города, к этому времени стала весьма важной.

Традиции псковского ремесла

Наиболее ранним актом, содержащим этот термин, является грамота 1463—1465 гг. , направленная «от всех посадников псковских, и от бояр псковских, и от купцов, и от всего Пскова» городскому магистрату Риги. Этот стандартный оборот формуляра встречается в еще нескольких псковских внешнеполитических актах. Так, в посланиях Ивану III1477 г. и польскому королю Казимиру 1480 г. интитуляция включает в себя перечень государственных должностей и социальных статусов псковичей, от имени которых составлялись акты: «…посадники псковские, и степенные, и старые посадники, и сынове посадничьи, и бояре, и купцы, и житьи люди, весь Псков…». Договорная грамота Пскова с Ливонским орденом 1503 г. перечисляет состав псковского посольства, в которое входили двое посадников, пятеро бояр, трое купеческих старост и городской писец. В отличие от этого акта в договоре 1509 г. под «боярами» понимаются исключительно выборные или назначенные должностные лица: «…послы псковские посадники Михайло Юрьевич Ледов, Александр Степанович Киверников, Григорей Яковлевич Котлов, да бояре псковские Иван Харитонович Пученкин староста купецкий, и владычнь наместник Василей Игнатьевич Галкин, Алексей Михайлович старой дияк городцкой и Яков Ермолин староста гостевной и городской дияк Захарья».

Кончанский храм Петра и Павла с Буя

Монументальность и благородство пропорций его интерьера, красота очертаний ступенчатых сводов свидетельствуют о былых высоких эстетических качествах здания. В декабре 1509 г. псковский наместник Репня-Оболенс-кий поехал в Новгород «жаловатися на пскович, что де его псковичи бесчествовали». Для противодействия наветам наместника посадники стали собирать делегацию челобитчиков, имевших конкретные претензии к Оболенскому. По пригородам и волостям были разосланы вечевые грамоты с призывом: ехать в Новгород на великокняжеский суд с наместником.

Читать далее...

Памятники последних лет XVII века

6 мая 1483 г. псковичи «посекли» дворы шести посадников и их сторонников. В следующем, 1484 г. посадники во главе с Гавриилом, составив «новую грамоту», перераспределили повинности между Псковом и «всей землей», включавшей какпсковские засады, так и земли пригородов. В результате повинности сельского населения, которое летописец называл «смердами», сократились. Начавшейся внутриполитической борьбой в Пскове воспользовался Иван III, решительно вставший на сторону крестьян.

Читать далее...

Троицкий собор

Наконец, 8 июля 1486 г. отчитывались на вече о своем посольстве участники пятой поездки в Москву по делу о «смердах». В летописных известиях о событиях 1483—1486 гг. вполне определенно противопоставляются две социальных группировки — с одной стороны, посадники, бояре, житьи люди, с другой — черные «молодшие» люди. Как справедливо заметил Ю. Г. Алексеев, «черные люди сохраняют право участия в вечевом собрании, более того — составляют, по-видимому, основной костяк этого собрания»49. Однако реальная власть и влияние сосредоточиваются в руках правящей элиты, прежде всего посадников и городских чиновников — бояр.

Читать далее...

Старинная штукатурка

Во время провозглашения многолетия и благословения великому князю прозвучали слова о взятии Пскова подобно неприятельской крепости, что вызвало замешательство у находившихся в церкви псковичей. Они расценивали свое решение как добровольное, а не принудительное. «В неделю», то есть в воскресенье, 27 января по приказу великого князя на наместничьем дворе собрались посадники, бояре, купцы и житьи люди. Воевода Петр Васильевич Великий по списку вызывал бояр и купцов в гридню, где они были арестованы.

Церковь Одигитрии

26 марта 1463 г. «посольство свое правил перед псковичами на вичи» псковский посол из Москвы, объявивший о назначении на княжеский стол Ивана Александровича Звенигородского. 5 марта 1464 г. «правиша посольство перед всеми псковичи на вечи» посадники, ездившие в Москву с челобитьем об учреждении в Пскове отдельной епархии48. Крупнейшая псковская церковная постройка самого конца XVII века — Троицкий собор — выполнена по присланному из Москвы чертежу, который определил если не весь облик собора, то, по крайней мере, общую композицию и некоторые детали. Собор построен из крупной тесаной белой плиты. Свойства этого материала и, возможно, привычки местных строителей привели к упрощению обработки здания.

Ансамбль подворья

Правящая элита Пскова решительно воспротивилась такому ходу событий, и в Москву отправилась представительная делегация. Целью посольства было добиться «старины» в отношениях между Псковом и Москвой: «которой бы был великий князь на Москве, той бы и нам был государь». Иван III, «опалившись» на псковичей, арестовал двух посадников из состава делегации и отправил в Псков второго посла, который на вече заявил: «чи не волен яз князь великий оу своих детех и оу своем княжении; комоу хочю, томоу дам княжение». Конфликт между Псковом и Москвой зашел настолько далеко, что 30 мая 1499 г. посадники отказали в богослужении приехавшему в Псков стороннику Василия новгородскому архиепископу Геннадию, заявив ему: «Ты де и хощеш молити Бога за князя великого Василья, ино наши посадники о том поехали к великому князю Иваноу Васильевичю, и не имя тому веры, что быти князю Василью великим князем новгородцким и псковским; как придут наши посадники и з бояре и ты слоужи». На сторону новгородского владыки встали псковские священники и князь Александр, и архиепископ провел службу («зборовал»). Осложнение отношений между Псковом и Москвой вызывало обостренный интерес на Западе.