Считается, что бояре были землевладельцами и составляли некое сословие

Традиции псковского ремесла

Наиболее ранним актом, содержащим этот термин, является грамота 1463—1465 гг. , направленная «от всех посадников псковских, и от бояр псковских, и от купцов, и от всего Пскова» городскому магистрату Риги. Этот стандартный оборот формуляра встречается в еще нескольких псковских внешнеполитических актах. Так, в посланиях Ивану III1477 г. и польскому королю Казимиру 1480 г. интитуляция включает в себя перечень государственных должностей и социальных статусов псковичей, от имени которых составлялись акты: «…посадники псковские, и степенные, и старые посадники, и сынове посадничьи, и бояре, и купцы, и житьи люди, весь Псков…». Договорная грамота Пскова с Ливонским орденом 1503 г. перечисляет состав псковского посольства, в которое входили двое посадников, пятеро бояр, трое купеческих старост и городской писец. В отличие от этого акта в договоре 1509 г. под «боярами» понимаются исключительно выборные или назначенные должностные лица: «…послы псковские посадники Михайло Юрьевич Ледов, Александр Степанович Киверников, Григорей Яковлевич Котлов, да бояре псковские Иван Харитонович Пученкин староста купецкий, и владычнь наместник Василей Игнатьевич Галкин, Алексей Михайлович старой дияк городцкой и Яков Ермолин староста гостевной и городской дияк Захарья». Вернемся к летописным упоминаниям бояр в последней четверти XV в. В Псковской 3-й летописи содержится сообщение об отправке к Ивану III посольства, состоявшего из четырех человек: «2 посадника, Коузмоу Тилкина да Гаврила Картачева, а с ними 2 боярина, Опимаха Гладкого да Андрея Иванова сына попова рождьякона».

Псковская архитектура XVII века

До XIV в. , периода консолидации московского боярства, вряд ли правомерно считать аристократами всех бояр северорусских княжеств. Закономерно возникает вопрос: можно ли рассматривать псковское боярство как аристократическое сословие? Ведь, коль скоро боярами именуются «гостевной староста», городские дьяки и сын священнослужителя, псковских бояр можно счесть протосословием, пополняемым за счет выходцев из небоярских кругов, выдвинувшихся на государственных и выборных общественных должностях. Думается такая трактовка не противоречит концепции В. Л. Янинд: «…новгородские бояре составляли непополняемую касту Харистократов и были обязаны своей сословной принадлежностью только происхождением от родоплеменной старейшины древнейшего периода новгородской истории, от той сословной верхушки, которая консолидировалась в замкнутую касту еще на протогосударственной. стадии». Ведь генезис городских общин Новгорода и Пскова отличался в главном: начало государственности последнего было положено договорными отношениями с метрополией — Великим Новгородом.

Читать далее...

Кончанский храм Петра и Павла с Буя

«Молодших» представителей Пскова переписали и отправили на постой по дворам новгородцев. В Пскове узнали об аресте делегации от купца Филиппа Поповича. В городе немедленно собралось вече, на котором обсуждался один вопрос: оказывать ли сопротивление великому князю, «ставит ли щит против государя, запиратися ли во граде?» Летописец говорит, что псковичи упоминали крестное целование в качестве довода против сопротивления войскам великого князя, но, по всей видимости, главной причиной отказа от сопротивления стало отсутствие в городе правящей элиты — «посадники и бояре и лутчие люди вси у него». Вече решилось лишь на очередное посольство — в Новгород был направлен сотский Евстафий с челобитьем о том, чтобы Псков сохранил статус «старинной вотчины» великого князя. Василий III отправил в Псков своего посла дьяка Третьяка Долматова, который объявил волю великого князя на вече 12 января.

Старинная штукатурка

Во время провозглашения многолетия и благословения великому князю прозвучали слова о взятии Пскова подобно неприятельской крепости, что вызвало замешательство у находившихся в церкви псковичей. Они расценивали свое решение как добровольное, а не принудительное. «В неделю», то есть в воскресенье, 27 января по приказу великого князя на наместничьем дворе собрались посадники, бояре, купцы и житьи люди. Воевода Петр Васильевич Великий по списку вызывал бояр и купцов в гридню, где они были арестованы.

Читать далее...

Новгород-Северское княжество Василия Ивановича Шемячича

Осенью 1507/08 г. он ходил вместе с В. С. Стародубским в поход в Литву на помощь М. Л. Глинскому. В 1508 г. встречал отъехавших на Русь М. Л. Глинского «с братьею». 18 января 1511 г. ему были написаны три опасные грамоты. В одной из них Василий III снимал с него обвинения в измене , возложенные на Шемячича князем Василием Стародубским, в другой митрополит гарантировал князю безопасный приезд в Москву, а третью давали великокняжеские бояре. Воспользовался ли этой гарантией Шемячич, остается неясным. Весной 1512 г. оба князя обороняли русские «украины» на юге.

Читать далее...

Рязанское боярство

По «родовому письму» Шиловских (середина XVI в. ) брат Прокопия Григорий Давыдович был окольничим кн. Ивана Федоровича (1427—1456 гг. ). В том же письме есть краткое сведение о происхождении (вероятно, литовском) этого боярского рода. Дядя Прокофия и Григория Тимош Александрович около 1371 г. был боярином кн. Олега Рязанского. Итак, виднейшие тверские нетитулованные бояре, издавна связанные с Москвой, перешли на службу к Ивану III еще в 1476 г. , т. е. задолго до падения независимости Твери. Поэтому в конце XV—первой трети XVI в. они сумели упрочить свои позиции при великокняжеском дворе. Но даже при этом они в московскую Боярскую думу в изучаемое время не попали, числясь по-прежнему (во всяком случае, до 1509 г. ) тверскими боярами и окольничими (Тверь после 1485 г. и до начала XVI в. находилась на положении удела наследника престола]. Особым доверием Василия Ш пользовались Карповы, один из которых (Никита Иванович) возглавил важное ведомство оружничего, а другой (Федор Иванович) сделался одним из крупнейших дипломатов и публицистов.

Читать далее...

Псковские керамические памятные плиты XVI века

Однако и после полного политического подчинения Пскова Москве (1461 г. ) дар мог передаваться не только великокняжеской семье. В июне — августе 1463 г. в конфликте с Ливонским орденом союзническую помощь Пскову оказывало войско под командованием московского воеводы князя Ф. Ю. Шуйского. Перед его отъездом бояре «даша ему дару от Пскова 30 рублев, а боляром его, что с ним были, даша 50 рублев». Любопытно, что 50 рублей, полученные боярами Шуйского, не названы в летописи даром; таковым, с точки зрения летописца, является только сумма, переданная князю.

Тверское боярство

Были у Житовых тогда же владения и в Старице. Тверские бояре Коробовы, так же как и Бороздины, возводили свой род к одному из литовских выходцев. К той же семье принадлежал Иван Яковлевич Киндырь, бывший уже в 1452 г. наместником в Кашине. Выехав в Москву, сын Киндыря Дмитрий сразу же вошел в состав видных военачальников.

Читать далее...

Укрепления Пскова

В сообщении о сражении псковичей с новгородцами, происшедшем под Ольгиной горой вскоре после 8 августа 1394 г. , говорится, что новгородцы потеряли убитыми «инех боляр много». В сообщении о пожаре в Пскове 31 мая 1406 г. упоминается великокняжеский посол «болярин» Никита Неелов. Собственно псковскими боярами впервые названы послы в сообщении Псковской 2-й летописи о заключении вечного мира с Новгородом в 1397 г. : «Того же лета послаша псковичи князя Григориа, и посадника Сысоя, и Романа посадника, и иных бояр в Новгород…». Любопытно, что в 1-й летописи термин «бояре» заменены определением «дружина» («посадников и дружину их»)35. Погибшие псковские бояре упоминаются в сообщении о битве с немцами на Логозовичском поле 18 августа 1407 г. Посадники и «иных много бояр» участвовали в переговорах с Ливонским орденом в Кирьипиге и Изборске 20 июля 1410 г. Бояре Ларион, Аким, Юрий В инков и «иные бояре» входили в состав псковского посольства в Новгород в 1417,г.