Важнейшую роль в изучении архитектуры Пскова стали играть исследования археологов

По памятникам города

Все эти земли продаются смердами «в одерень», то есть в полную собственность, с ведома старосты Родиона и всего погоста. Статус покупателей земли в Лисьях не определен: это могли быть представители верхушки сельских жителей, мелкие вотчинники, аналогичные псковским земцам, или даже, как предположила Л. М. Марасинова, посадники. В любом случае община-погост в Лисьях навсегда утратила контроль над проданной землей в результате акта продажи, в котором участвовали смерды. Непременным условием сделки должно было быть право распоряжения своей землей, принадлежащее не общине в целом, а отдельным домохозяйствам смердов, представленным их главами — Яковом, Ермолой и Родионом. Отразившиеся в акте реалии несовместимы с представлением о смердах XV в. как о полурабах, проживавших в княжеских селах, передаваемых городом «в кормлю» князьям.

Читать далее...

Псковская архитектура XII в.

Ниш на стенах не было, за ровной цветной поверхностью исчезало ощущение массивности стены. Расчлененность и подвижность формы создавались активностью объемной композиции. Контраст высоких рукавов креста и низких угловых частей мог бы стать причиной вертикального ритмического движения фасадов, однако огромная глава (ее диаметр несколько шире рукавов креста) властно берет на себя роль доминанты, и все движение превращается в нисходящее от главы. Надстройка западных углов сделала объем собора асимметричным, но доминирующая роль главы обеспечила цельность композиции. Контраст объемных структур смягчался ритмикой созвучных криволинейных очертаний закомаров и проемов, подчеркивавшихся росписью с имитацией клинчатой кладки.

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Здесь, по существу, нет арок. Если в Москве всегда выделены столбы, их роль подчеркнута профилированными плитами-капителями, и поэтому мы всегда чувствуем поднимающуюся от капителей арку, говорим о повышенных подпружных арках, то здесь сама ровность и непрерывность поверхностей в средней зоне полностью уничтожает ощущение столба, четкой и кристаллизованной угловой опоры. Система ступенчатых сводов ясно, равномерно и спокойно собирает все части здания от периферии к центру и придает интерьеру непререкаемую зрительную целостность. Светлый и спокойный характер подъема линий, форм, гармонизует и проясняет художественный образ здания, его ритмика сродни светлой надежде в душе зрителя.

Читать далее...

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Наружный облик церкви столь же замечателен — по разнообразию составляющих его объемов, гармоничной уравновешенности целого и в то же время непресказуемости отдельных ракурсов. С востока церковь имела строго симметричную композицию с двумя приделами (первоначальный северный, освященный как Трехсвятительский в 1538 г. ; южный, Усекновения главы Иоанна Предтечи, рассыпался в 1823 г. , заменен новым в середине XIX в. , разрушен в годы Великой Отечественной войны). Необыкновенную живость целому придала резко асимметричная постановка звонницы, чей мощный объем с возвышающейся на нем четырехпролетной колокольницей примыкает с северо-западной стороны, играя активную роль в формировании наиболее монументального западного фасада здания, обращенного к Крому. Разный ритм проемов звона, разная толщина столбов придают замкнутому нижнему объему необыкновенно выразительное по силуэту, ажурное завершение. Подвижный ритм проемов и арочек наполняет движением поверхности всех объемов. Выразительность переклички очертаний всех кровель была точно охарактеризована Н. Н. Ворониным и П. Н. Максимовым.

Читать далее...

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Церковь была отмечена как самый ранний образец бесстолпного храма во Пскове Н. И. Бруновым. Но Н. И. Брунов считал, что изначальные своды были изменены более поздней перестройкой. Эта точка зрения кажется справедливой, ибо основанием для нее служило наличие в интерьере лопаток на боковых стенах, не находивших продолжения в очертаниях существовавшего перекрытия. Лопатки внутри псковских зданий употребляются исключительно редко, и если они устроены, то их конструктивная роль должна быть зрительно оправдана; в этом и смысл формы, ибо реальный вклад ее в усиление конструкции крайне невелик. В наружной декорации памятника пятилепестковое завершение среднего прясла северного фасада, странная, также пятилепестковая «прогнутая» декорация звонницы на западном фасаде притвора говорят о времени после 1500 г. , а то и позднее. Пятилопастная декорация западного притвора Богоявленской церкви совсем иная по ритму. Легкая, высоко поднимающаяся, она завершается маленькой острой арочкой почти килевидной формы, чья выразительность еще раз заставляет поставить вопрос, не явились ли эти карликовые завершающие арочки псковских церквей откликом на знакомство с килевидными закомарами московских построек.

Пушечный амбар

Жилые дворы строили так, чтобы в них всему было свое специально приспособленное место: для хранения имущества — клети, подклети и «кладильные палаты», при любом, самом страшном пожаре недоступные для огня; под запасы — амбары, сушила, погребицы, ледники и т. д. , в которых для каждого продукта создавались необходимые условия хранения; для сна и постоянного пребывания семьи — поднятые высоко над землей сухие просторные, свободные от ненужных вещей, убранных в клети, деревянные горницы, овеваемые свежим воздухом и освещаемые солнцем, а также летние холодные спальни; для гостей — обширные прохладные палаты со специальными отдушинами для вентиляции, гульбищами, лестницами в погреба, где были вина и лакомства, и с прочими удобствами; для домашнего рукоделия — светлицы с частыми окнами и с гульбищами, на которых сидевшие за работой женщины могли подышать свежим воздухом и погреться на солнце. Основной прием композиции богатого жилого здания — сочетание каменной части, служившей как бы постаментом для жилых хором, и построенного из дерева верха — был определен предпочтением, которое отдавалось деревянному жилищу, то есть требованиями гигиены. Ими же было вызвано наличие гульбищ и вышек над основным деревянным этажом. С обычаем торжественной встречи гостей было связано устройство крыльца, игравшего такую большую роль в архитектуре этих зданий; с обрядами, принятыми при приеме гостей, — вся планировка и устройство этажа, предназначенного для приемов. Насколько большое внимание при этом уделялось художественной стороне, можно судить по тому, как, например, устраивали выходы для женщин в пировую палату для поцелуйного обряда. В палатах Трубинского женщины выходили из затененного торца комнаты, повышенного на одну ступеньку и отделенного столбом с опирающимися на него арками.

Читать далее...

Каменная гражданская архитектура

Из Пскова были изгнаны княжеские тиуны («…а кои и были люди во Пскове Ярославли, тех псковичи выгнаша изо Пскова»), а вскоре Ярослав утратил и новгородский стол. Он вернулся в Новгород лишь 30 декабря 1230 г. , а в течение 1231 г. князь смог восстановить контроль и над Псковом, посадив здесь в качестве наместника тысяцкого Вячеслава. Однако уже в 1232 г. город был захвачен группировкой новгородских бояр во главе с бывшим посадником Борисом Негочевичем, а Вячеслав попал к ним в плен. В ответ Ярослав арестовал оказавшихся в Новгороде псковских гостей с товарами, и летом 1232 г. между Ярославом и псковичами шли переговоры, сопровождавшиеся торговой блокадой Пскова.

Читать далее...

Верхний придел

Ключевым административным учреждением единого Русского государства стали наместничества. Суть реформ Василия III в Пскове состояла в полной смене местной элиты. Великий князь «посади наместники на Пскове Григорья Федоровича Морозова да Ивана Андреевича Челяднина, а диака Мисюря Мунехина, а другим диаком ямским Андрея Волосатого, и 12 городничих, и старост московских 12, и псковских 12, и деревни им даша; а велел им в суде сидети с наместники и с тиуны, правды стеречи… И дал князь великий свою грамоту уставную псковичам, и послал князь великой по пригородом наместники, а велел им приводити х крестному целованью пригорожан». Таким образом, Москва установила контроль не только над главным городом земли, но и над всеми ее пригородами. В XVI в. территория Псковской земли была разделена на пятнадцать уездов: Псковский, Гдовский, Кобыльский, Изборский, Островский, Вороночский, Выборский, Дубков-ский, Велейский, Володимерецкий, Вревский, Вышегород-ский, Опочецкий, Себежский, Красногородский.

Читать далее...

Опыт исторического суждения о псковской архитектуре

С точки зрения научного суждения авторская концепция не выдержит современной критики, но широкой публике был впервые в прекрасном издании с увлечением представлен столь полный материал, что и определило достойное место «Истории русского искусства» в общем развитии историко-культурного самосознания общества. Компилятивность очерка не должна умалить содержащиеся в нем достоинства. Прежде всего интересна интонация вступления, где автор, в целом соглашаясь для Пскова с ролью «младшего брата» Новгорода, все же настаивает на наличии у Пскова «одному ему» присущих особенностей10. Псковские памятники И. Э. Грабарь рассматривает как звенья единого процесса развития с XII по XVI в. Поскольку, уже первый памятник Пскова, собор Мирожского монастыря, действительно резко отличен от новгородских построек, то он для автора и начинает традицию самостоятельного движения культуры Пскова. Ему следуют и подражают соборы Ивановского и Снетогорского монастырей в согласии с точкой зрения В. В. Суслова, которая определяет и датировку Иоанно-Предтеченского собора XIII веком.

Читать далее...

Крупная перестройка в 80-х годах XVIII века

А дана грамота на Москве л [ета шесть тысяч девятьдесят девя]того февраля». Обычно сразу после присоединения новых земель их населению выдавалась уставная грамота с перечислением денежных и натуральных «кормов» в пользу наместника. Позднее в Судебнике 1497 г. были законодательно определены нормы судебных штрафов, которые также частично перечислялись наместнику и его аппарату. В суде могли участвовать и представители волости — староста и «лутчие люди», выполнявшие роль свидетелей и знатоков норм обычного права. Таким образом, наместническое управление утверждалось на основе земской организации, представленной старостой и «лутчими людьми». Нельзя не обратить внимания на то, как они искусно решали свою задачу сразу и в широком градостроительном плане, и в плане создания ансамбля самого подворья. О значении храма Одигитрии в общей панораме города уже говорилось (стр.

Читать далее...

Оболенские

Однако остатки суверенных прав на Стародуб они потеряли где-то около 80-х годов XV в. (возможно, в связи с опалой кн. С. И. Хрипуна Ряполовского). Князья Оболенские уже со второй половины XIV в. находились на московской службе. Они сыграли видную роль в обеспечении победы Василия II над Дмитрием Шемякой. О том, чтобы они пользовались какими-либо суверенными правами в XV—XVI вв. , нам не известно, но владения в Оболенске сохраняли.