Между Псковом и Дерптом было заключено перемирие, но оно оказалось нарушенным после постройки псковичами на берегу Теплого озера крепости Кобылий городок

Храм Георгия со Взвоза

Их место заняли купцы, переведенные из городов Северо-Восточной Руси («приведеныя гости»). По всей видимости, они внесли в неписаный кодекс торговли существенные изменения, хорошо заметные иностранцам. С. Герберштейн, полагаясь на сведения немецких купцов, писал, что «просвещенные и даже утонченные обычаи псковитян сменились обычаями московитов, почти во всех отношениях гораздо более порочными. Именно псковитяне при всяких сделках отличались такой честностью, искренностью и простодушием, что, не прибегая к какому бы то ни было многословию для обмана покупателя, говорили одно только слово, называя сам товар». Суждение Герберштейна подтверждается и сообщением летописи: «А кои иноземцы жили в Пскове, и те разыдошася во своя земля, ано не мочно во Пскове жити, только одны псковичи осташа, ано земля не расступитца, а вверх не взлететь». Состав населения Пскова существенно изменился уже после Троицы (19 мая) 1510 г. : «Того же лета к Троицыну дню поехаша гости сведеные москвичи з десяти городов 300 семей, а пскович только же сведено, и начата им дворы давати в Середнем городе». Довольно долго купцы из городов Замосковного края были чужеродным элементом в Пскове, и еще в 1534 г. беглый дьяк Родион делил население Пскова на две части: «купцов, который з Москвы приведены, и чорных людей пскович».

Архитектурные приемы

Помимо организации обороны города князь и его представители выполняли важнейшую функцию судебного арбитража. Наконец, князь во многих отношениях был фигурой сакральной, воплощавшей надежды и чаяния псковичей. В новгородской грамоте 1305—1307 гг. Псков назван «городом стольным», что свидетельствует, в первую очередь, о наличии здесь княжеского стола.

Читать далее...

Крепостные сооружения

Летописец отметил, что «князь Федоса Патрикиевич того мору оубоявся, поеха изо Пскова со всею челядью своею на Москвоу, августа 22… обаче и тамо смерти не оубежа: не по мнозе времени оумре на Москве»6. Отъезд Федора Патрике-евича был связан исключительно с эпидемией и не отразился на отношении псковичей к литовским князьям: четверо Ольгердовичей сидели на псковском столе после Федора. Следствием отсутствия наместника стал опустошительный поход армии Витовта на южные псковские пригороды в июле — августе 1426 г. Многие князья прославились мужеством в дни мора, подвергаясь опасности, но не желая покидать город. Это относится к наместнику Александру Ивановичу, который «преставися в образе ангельстем», приняв постриг во время эпидемии летом 1442 г. Образцовым для князя было также поведение Ярослава Васильевича Оболенского в 1487 г. : «Того же лета князь Ярослав преставися во Пскове в мор, и положиша его псковичи во святей Троицы; и преставися сын его да и княгини его; а положени быста на Завеличьи оу Иванне святем; а преставися князь и сын его месяца октября в 4 день». Дальше от берегов Великой располагались: церковь Рождества в Поле, за Свиными воротами и монастырь Алексея с Поля (упоминаемый только в XVI веке). У берегов Неновы было еще пять монастырей (Дмитрия с Поля, Иоанна богослова на Милявице, Варвары за Петровскими воротами, Николы с Поля, Введенский «Радославль») и церкви: Николы у Козьего брода, близ Взвоза па Пскове, царя Константина, Сергия за Петровскими воротами. Все они упоминаются впервые только в XVI веке, но были основаны раньше.

Читать далее...

Каменные храмы

Власия в христианскую эпоху вобрал в себя языческого Велеса, который был покровителем богатства и скота, а его балтийский аналог Велс — еще и богом загробного мира34. Можно предположить, что воздвигая обыденную церковь на месте храма Св. Власия, отождествлявшегося с хтоническим Белесом, псковичи воспроизводили языческую модель задабривания загробного мира. Третья обыденная церковь сооружается в Пскове во время эпидемии 1441—1442 г. : «…и князь Александр Федорович, и посадник Юрии Тимофеевич, и архимарит Григории, и попы вся три соборы помысливше со псковичи, и единем днем поставиша церковь Похвалу святей Богородицы на Романове горке, в Петрово говение, в среду, на память святого священомученика Дорофея, епископа Тирского». Память св. Дорофея празднуется 5 июня, именно в этот день в 1442 г. была построена церковь Похвалы св. Богородицы на Романовой горке.

Читать далее...

Кончанский храм Петра и Павла с Буя

Но не следует спешить уйти от этого памятника. Нужно осмотреть его как можно внимательнее, и тогда он вознаградит осматривающего ясным представлением о первоначальном богатстве его композиции. Монументальность и благородство пропорций его интерьера, красота очертаний ступенчатых сводов свидетельствуют о былых высоких эстетических качествах здания. В декабре 1509 г. псковский наместник Репня-Оболенс-кий поехал в Новгород «жаловатися на пскович, что де его псковичи бесчествовали». Для противодействия наветам наместника посадники стали собирать делегацию челобитчиков, имевших конкретные претензии к Оболенскому.

Читать далее...