Кром получает две башни, около Троицкого собора от Псковы и в углу куту города, так называемую Кутекрому; еще две строятся в нем

Первоначальная архитектура

В XVIII веке над этими воротами существовала еще деревянная церковь Николы. К западу от ворот возвышались деревянные настоятельские покои, про которые в XVIII веке писали, что они «составляли украшение монастыря». Все эти постройки по величине своей не спорили с центральными зданиями ансамбля — собором и главным корпусом, стоявшим чуть южнее собора, а кроме того, между ними оставались еще большие разрывы, позволявшие ясно воспринимать пространственную композицию монастыря. В 1789 году старые настоятельские покои были уничтожены, и на их месте построили существующее теперь громоздкое каменное здание, а между ним и Стефановской церковью — новые ворота (они заделаны в 1945 году, когда были раскрыты ворота XVII века).

Каменные палаты

В связи с ограничением наместничьего управления все большую роль в Пскове стали играть городские дьяки, которые теперь не только заведовали финансовыми делами и наместничьей канцелярией, но и осуществляли надзор за всеми отраслями местного управления (см. гл. 4). В первой половине 1550-х годов в Русском государстве началась земская реформа, в ходе которой власть наместников ограничивалась, а управление и суд на местах передавался выборным старостам. Непосредственные свидетельства о реформе в Пскове (уставные грамоты) не сохранились, поэтому для реконструкции преобразований мы вынуждены опираться на источники, относящиеся к России в целом или другим землям. Немного южнее собора и теперь еще можно видеть остатки старинных (вероятно, XVII века) каменных палат (погреб и часть стены второго Этажа с окном в ней). Над ними были деревянные кельи и при них деревянная церквушка. Возможно, что в каменной части этого здания помещалась трапезная.

По памятникам города

На некоторых дорогах, идущих к Пскову, за много километров от города виден светлый четверик Троицкого собора и серебряные луковицы его глав. В старину, когда на окраинах Пскова не было крупных строений, золоченая большая глава старого собора была видна почти из всех окрестностей. Она являлась символом самого Пскова и его власти над псковской землей.

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Происходят отчетливые изменения в самом поребрике, ячейки которого становятся вертикальными, это было заметно и в церкви Ризположения и совершенно отлично от псковских поясов, где ячейки или квадратны, или горизонтальны; движение поребрика в Пскове поддерживается ориентацией ячеек, в Москве же горизонталь пояса как бы пронизывается энергией частых вертикалей его элементов. Благовещенский собор имеет ступенчатое сводчатое завершение рукавов креста, и поэтому очень интересно сравнить его структуру с устройством церкви в Мелетове. Поражает удивительная прозрачность и четкость Благовещенского собора, широкие арки уничтожают стены рукавов креста и выявляют, подчеркивают непрерывность движения топких подкупольных столбов. Последние завершаются капителями-полочками, и поэтому в структуре верха совершенно отчетливо проявляется деление (характерное и для раннемосковских построек) на своды рукавов креста и повышенные подпружные арки, причем ступень (степень) этого подъема совсем не так пропорционально значима, как в церкви Успения. Композиция Благовещенского собора принадлежит более артистически развитому зодчеству, но несомненно, что поэтическое очарование мелетовской церкви имеет и свои преимущества. Однако обратим еще раз внимание на четкость, твердость расчленения форм Благовещенского собора, на двухъярусные арки западных углов (такое устройство хор, угловые части на сводах, центр на деревянном настиле,— тоже псковские, хотя нижние своды ориентированы здесь иначе, по оси восток—запад).

Памятники последних лет XVII века

Первоначально галерея была украшена почти на всем протяжении только поясом ширинок с цветными изразцами и карнизом под крышей с сочным валиком в виде витого жгута. Только с восточной и отчасти южной стороны собора нижние ярусы окон получили при постройке тяжелые наличники, высеченные из крупной белой плиты, с колоннами, кронштейнами и «петушьими гребешками» в завершениях. Окна четверика остались тогда совсем без обработки, четверик был украшен только завершающими его лопатки дугами и карнизом под крышей.