Некняжеский монастырь с его бытом и культурой, чуткими к духовному, созерцательному, сакральному, определил новые задачи искусства

Застенье

Это вызвало обычай постригаться в монахи перед смертью. По воззрениям того времени, молитвы монахов всегда достигали цели. Отсюда обычай делать вклады в монастыри на поминовение своей души, обычай обращаться в монастырь за исцелением или помощью в каком-либо деле. Наиболее верным способом обеспечить себе небесное покровительство считалось основание монастыря на собственные средства. Это было возможно только для очень богатых людей.

Читать далее...

Тверские князья

Однажды (под 1520 г. ) упомянут и сын Василия Михайловича Данила (среди каширских воевод). У В. Д. Холмского в 1507 г. были земли в Рузском уезде, в 1504 г. — во Владимирском и в Сурожике, а также в Дмитровском и Московском уездах. Его сын Андрей в 1527 г. был одним из поручителей по кн. М. Л. Глинском, а в декабре 1528 г. — среди других лиц сопровождал Василия III в Кирилло-Белозерский монастырь. В XVI в. род Холмских извелся. Рязань попала в сферу московского влияния при Василии II. Весной 1456 г. умер великий князь рязанский Иван Федорович, оставив после себя восьмилетнего сына Василия.

Архитектура первой половины XIV в.

Основа панорамы была заложена еще в XII в. и в целом напоминает новгородскую. Кремль и Троицкий собор являлись ее средоточием, напротив, через реку, поднимался собор Ивановского монастыря (в Новгороде—Николо-Дворищснский собор), слева у впадения небольшой речки — Мирожский монастырь (в Новгороде — Антониев), справа далекую перспективу реки замыкал Снегорский монастырь (в Новгороде — Юрьев). Близки общий размах пространства, одинакова главенствующая роль реки. И тем не менее восприятие архитектурных ландшафтов этих городов во многом различно. В Новгороде целое подкупающе однородно, величественная сила крупных построек княжеского периода как бы выражает и концентрирует эпическую выразительность пейзажа.

Читать далее...

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Подобное просветленное объединяющее духовное состояние пронизывает, начиная с эпохи Андрея Рублева, все искусство XV в. Оно проникает в облик псковских храмов, и в первый раз мы обнаруживаем его именно в мелетовской церкви. В интерьере церкви Успения источник этой новой выразительности — новая система основных сводов, преобразующих традиционную, более низкую зону наоса, их все объединяющее мягкое согласованное движение своим ритмом как бы следует словам преподобного Евфросина: «да поют с тихостию и разумно». Источником и подобной атмосферы, и подобных форм в русском искусстве XV в. были Москва и прославленная обитель св. Сергия, Троицкий монастырь. И так же как новые духовные веяния наполнили религиозную жизнь Пскова в первой половине XV в. , так и в его искусство именно в это время проникли связанные с ними формы московского церковного зодчества.

Псковская архитектура XII в.

Кроме того, для его общей композиции несомненным образцом являлся собор Антониева монастыря, что потеряло всякую актуальность после строительства в Ладоге. М. И. Мильчик и Г. М. Штсндср за основу хронологии строительной деятельности Нифонта берут последовательность помещенного в летописи посмертного панегирика архиепископу. Однако в нем скорее суммирование идет по важности места деятельности — сначала в Новгороде, затем в Пскове и Ладоге. Строя гипотезы, нельзя не обратить внимания на строго одинаковую и согласующуюся с летописным повествованием последовательность изложения событий в двух источниках — житии Нифонта и надписи на чаше: Нифонт со Всеволодом основывает монастыри в Новгороде (естественно, что это возможно только до 1136 г. ), после смерти Всеволода 11 февраля 1138 г. и его погребения в церкви Дмитрия Нифонт возводит церковь Спасо-Преображения на берегу Великой при впадении в нее речки Мирожи и основывает здесь монастырь, после этого возвращается в Новгород (в 1144 г. им проводятся значительные работы в Софийском соборе), пребывает там на епископии «доволно время» и затем в 1147 г. идет в Киев. Все эти обстоятельства приводят к мысли о создании обоих соборов в 1137—1142 гг. Ранняя датировка может быть поддержана и размерами плинфы (длина 34—36 см) обоих храмов, близкими материалу памятников первой четверти XII в. При сравнении между собой соборов псковских монастырей ясно обнаруживается новаторский характер архитектуры Спасо-Преображенского собора, в то время как собор Иоанновского монастыря оказывается зависимым и от него, и от общеновгородской традиции, Даже конкретно — от собора Антониева монастыря. Хронологическая зависимость может быть лишь одной направленности — сначала собор Мирожского монастыря, затем — Иоанновского.

Читать далее...

Стародубское княжество Семена Ивановича Можайского и его сына Василия

Так, в межевой грамоте 1518/19 г. упоминается, что дворцовый дьяк Александро «межы чинил и ямы копал со князем с Васильем Стародубским» в Хотунской волости. Вместе с тем в февральской грамоте 1519 г. Василий III выдавал льготы Троицкому монастырю на с. Дубо-шино Хотунской волости, которую дал в монастырь «слуга наш князь Василей Семенович». Очевидно, кн. Василий Семенович (Стародубский) обладал в Хотуни какими-то суверенными правами. Позднее Хотунь была дворцовой волостью. В том же 1454 г. , что и Иван Андреевич Можайский, в -Литву бежал сын злейшего врага Василия II Дмитрия Шемяки — Иван.

Характерный облик

Во второй половине XII века в Пскове появились первые каменные здания. Недалеко от Крома, на месте будущего Довмонтова города, князь Авед-Дмитрий построил храм в честь Дмитрия Солунского. Следующий каменный храм был возведен уже по заказу церковного владыки — архиепископа Новгорода и Пскова Нифонта. Желая утвердить в Пскове прочный оплот пропаганды христианства, он основал Спасо-Мирожский монастырь, в котором около 1156 года создал соборный храм. Место для монастыря было выбрано в небольшом отдалении от города, на другом берегу Великой, у устья реки Мирожи.

Храм Георгия со Взвоза

В 1949—1950 годах барабан и главка церкви были реставрированы (до этого верх барабана отсутствовал). Тогда же было восстановлено первоначальное восьмискатное покрытие (к сожалению, как и нишки на южном фасаде, не совсем точно). Остальные части здания остались в том виде, в каком они были в XIX веке. Монастырь, подобно Старовознесевскому, стоял на горке и, как и многие другие псковские городские монастыри, посреди площади, в которую вливались окрестные улочки. Очень любопытный памятник — двойная церковь Рождества и Покрова в Углу, или на Проломе, принадлежавшая в прошлом Покровскому, монастырю. Построена она, по всей вероятности, в XVI веке. Это как бы срощенные воедино два совершенно одинаковых бесстолпных храма, с общей стеной между ними.

Псков и его архитектура в XVI веке

Все они упоминаются впервые только в XVI веке, но были основаны раньше. К северу от города на Запсковском берегу реки Великой «за Варлаамскими воротами» стояли монастырь Лазаревский в Поле и церковь Спаса в Лугу. В XV веке, вероятно, существовал уже и Петропавловский Середкин монастырь. На противоположном берегу реки Великой были монастыри: Николы с Волоку, основанный еще в XIV веке (против Снетогорского монастыря), Стефановский с Луга, Рождественский Иглин.