В эту эпоху Москва имеет малое значение для Пскова, в поисках помощи псковичи обращаются либо к Новгороду, либо к литовским князьям

Псковская архитектура XII в.

Четыре месяца его правления оказались исключительно важными для псковичей. Они отстояли князя от требовавших его удаления новгородцев. В сознании псковичей Всеволод не только стал первым местным князем, с течением времени он превратился в его небесного Порожского и Ивановского монастырей, так же как уже отмеченные реставрационные работы и исследования П. Н. Максимова, в результате которых были созданы реконструкции соборов Ивановского и Снетогорского монастырей. Необыкновенно важными оказались реставрационные работы в Мелетове, где Успенская церковь предстала с реконструированным 16-скатным покрытием, впервые давшим возможность ощутить оригинальную выразительность псковских памятников XV в. Очень важное значение имели работы Ю. П. Спегальского, передатировавшего церковь Василия на Горке началом XVI в. и отнесшего к тому же периоду переделку завершения церкви Козьмы и Дамиана с Примостья; нельзя не согласиться и с поддержанной им датировкой церкви Михаила Архангела в Кобыльем городище концом XV в. Историю псковской архитектурной школы Ю. П. Спегальский начинает с середины XIV в. и считает первым ее памятником церковь Михаила Архангела в Городце XIV в. Ступенчатое построение центральных сводов он связывает с восстановлением домонгольской южной традиции, которая далее получила замечательную поддержку в строительстве Троицкого собора. Подобная структура, с точки зрения Ю. П. Спегальского, стала главной чертой псковской школы, выделяющей ее как самое творческое явление среди искусства всех русских княжеств. В Москве ступенчатые своды связаны либо с влиянием Пскова, либо с более поздними переделками московских памятников псковичами.

Читать далее...

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Если к этому прибавить еще известную нам по плану XVIII в. трехапсидную церковь Пантелеймона на Красном дворе 1468—1469 г. , то мы снова должны прийти к выводу, что, как и в XIV в. , разные композиционные варианты употребляются вместе, одновременно. Перерыв в псковском строительстве наступает после 1471 г. ; до 1483 г. в городе больше новых храмов не строят. Прекращение работ, очевидно, связано с тем, что с 1474 по 1489 г, псковские мастера подвизаются в Москве. Могло сказаться и тревожное ожидание псковичами своей участи — вслед за походами Ивана III на Новгород и покорением последнего в 1478 г. Деятельности псковичей в Москве посвящено несколько исследований, практически исчерпавших проблему. В Москву они были приглашены как навычные от немцев «каменосечной хитрости» в связи с обрушением Успенского собора. Они дали авторитетное заключение, но сами от возведения собора отказались.

Ступенчатые своды

Зимой 1440/1441 г. Василий II открыл военные действия против Новгорода, потребовав от Пскова «развергноути мир с новгородци». В ремарке летописца, где говорится о разрыве отношений с Новгородом, Василий II впервые назван «осподарем» псковичей. Этот титул повторен и в летописном обращении псковских посадников Юрия и Максима к Василию II в январе — феврале 1460 г. : «Чтобы ты, господарь, поборонил свою отчиноу пскович от поганых немец…» Таким образом, в середине XV в. складывается понимание Псковского государства как «вотчины» московского «господаря». Великий князь московский вообще не появлялся в Пскове, не присягал на верность псковичам. Зато его князь-наместник по крайней мере с 1440-х годов присягал одновременно и великому князю, и Пскову, как это сделал А-В. Чарторыйский в 1443 г. В 1460-х годах положение Пскова в системе великого Московского княжения оформилось окончательно. В апреле 1467 г. Псков принял московского наместника на условиях расширения его полномочий, и новый князь Федор Шуйский получил право держать своих людей (наместников) во всех 12 псковских пригородах.

Довмонтов город

В 1384 году на новом княжьем дворе была возведена каменная церковь Воздвиженья. За вторую половину XIV века совершенно преобразились крепостные сооружения посада. На месте старых укреплений Среднего города, состоявших из земляного вала и дубовой стенки над ним, которая, по замечанию летописца, была «мало выше мужа», в 1375 году псковичи построили каменную стену — четвертый пояс каменных укреплений по пути к Крому. Тогда же псковичи начали усилять стены башнями, или «кострами», как они говорили. Реконструкция укреплений коснулась и Детинца. Значительная часть Пскова оказалась обведенной каменными стенами с каменными боевыми башнями.

Читать далее...

Памятники последних лет XVII века

В первой и второй Псковских летописях ход событий 1483—1486 гг. представлен следующим образом30. 6 мая 1483 г. псковичи «посекли» дворы шести посадников и их сторонников. В следующем, 1484 г. посадники во главе с Гавриилом, составив «новую грамоту», перераспределили повинности между Псковом и «всей землей», включавшей какпсковские засады, так и земли пригородов. В результате повинности сельского населения, которое летописец называл «смердами», сократились. Начавшейся внутриполитической борьбой в Пскове воспользовался Иван III, решительно вставший на сторону крестьян.

Фресковая роспись стен

А мроша сице: аще оу кого явится железа, той на другии или на третий день оумираше». Мор продолжался недолго и отступил в великое заговенье 1466 г. Эпидемия 1487 г. также была кратковременной и, судя по летописи, продолжалась с августа по октябрь. Эпидемию 1506 г. летописец охарактеризовал предельно лапидарно, как «мор безымянной», во время которого «мря-хоу бо моужи и жены и малые дети, и по пригородом и по волостем». Весьма любопытным было восприятие в Пскове эпидемии 1521/1522 г. , поскольку к этому времени в городе появились выходцы из северо-восточных земель, которых коренные псковичи обобщенно называли «москвичами». Эпидемия, начавшаяся 20 июля 1521 г. , сильно ударила по торгово-промышленной верхушке Пскова, в значительной своей части представленной «сведеными москвичами»: «…мряхоуть бо моужи и жены, старыя и младыя, а от гостей и от лоутчих людей без мала все не изомроша, а москвичам то бысть посещение Божие моровое не обычно; а почало мерети от Ильина дни, а гостей хто приметца у кого за живот, и тот весь вымрет; и первое почаша мерети на Петровской улицы оу Юрья у Табулова оу сведеного, и князь Михаило Кислица велел оулицу Петровскую заперети с обею концов…»30.

Читать далее...

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Композиция Благовещенского собора принадлежит более артистически развитому зодчеству, но несомненно, что поэтическое очарование мелетовской церкви имеет и свои преимущества. Однако обратим еще раз внимание на четкость, твердость расчленения форм Благовещенского собора, на двухъярусные арки западных углов (такое устройство хор, угловые части на сводах, центр на деревянном настиле,— тоже псковские, хотя нижние своды ориентированы здесь иначе, по оси восток—запад). Подобное отношение к архитектурной форме не прошло бесследно для псковичей, как и масштаб кремлевского строительства. С этой точки зрения интересно оценить размеры и композицию плана Благовещенского собора.

Псковские каменщики

Таким образом, немецкие войска были лишены средств для возможной переправы через реку и ограничились лишь артиллерийским обстрелом крепости. На следующий день немецкие войска двинулись к Выбутам и, несмотря на сопротивление ополчения, форсировали Великую и двинулись к Пскову. В течение двух дней под огнем псковичей немцы пытались подойти к стенам, но в конечном итоге не решились на штурм и отошли на запад. Подошедшие московские войска организовали преследование немцев и догнали их обоз у деревни Озерова в окрестностях современного Палкино.

Читать далее...

Двор Русиновых

Как отмечает летописец, процедура его возведения на княжение была существенно упрощена: вместо обычно принятого крестного хода наскоро отслужили молебен на Торгу, и у Троицкого собора московский наместник был объявлен князем. И. М. Репня-Оболенский участвовал во внешнеполитической деятельности: он подписывал договор Пскова с Ливонским орденом незадолго до Благовещенья (25 марта) 1509 г. 7 За два года его наместничества у псковичей накопилось к Ивану Михайловичу немало претензий. Летописные записи за 1509 г. предельно кратки и не содержат упоминаний о посольствах псковичей в Москву, но можно предположить, что попытки жаловаться на князя предпринимались псковской верхушкой и до ноября 1509 г. Между тем осенью 1509 г. для Василия III сложились исключительно благоприятные обстоятельства, чтобы окончательно решить псковскую проблему. Летом 1509 г. был лишен кафедры новгородский архиепископ Серапион, вмешавшийся в конфликт Иосифо-Волоколамского монастыря с удельным князем Борисом.

Читать далее...

Старинная штукатурка

Подобные акции великокняжеская власть предпринимала в Новгороде в 1478—1484 гг. и позднее при присоединении Смоленска. Видимо, часть псковичей смогла избежать высылки и многие, расторгнув брак, перешли в монастыри. Существенным приобретением великокняжеской власти были земельные владения «сведеных пскович»; их вотчины пошли в раздачу детям боярским из Северо-Восточной Руси. Верхний придел не вошел органически в интерьер храма. Его пространство присоединилось к палатке как случайный отросток.

Читать далее...

Архитектура середины XIV — середины XV в.

С точки зрения В. Д. Белецкого, отсюда возникли ошибки в технике строительства и конструкциях храма; нам же кажется просто невозможным само строительство летом 1352 г. Для Довмонтова города XIV в. церковь является наибольшей по размерам, она потребовала бы сил, напряжения, совместной работы многих людей на протяжении по меньшей мере двух-трех месяцев. Ее центральный квадрат равен 3,8 × 3,8 м, в то время как в других храмах он колеблется в пределах 2,4—2,7 м, а они возводились r спокойные и благополучные годы. Е. Болховитинов связывает создание церкви Покрова с приездом в Псков архиепископа Василия, вызванного псковичами для молитвы о небесном покровительстве и защите от чумы. Как пишет летопись под 1352 г. : «. хотя благословити детей своих пскович и поповъ; и обоиде всь град сь кресты и сь весмъ священным съборомъ и съ всемъ крилосом своими и с мощми святых и с пениеми и с молитвами и с слезами, моляшеся господоу Исусоу христоу и причестеи его матери святей госпоже ботородици о заступлении града и о всех людех живущихъ в немг о Христе в вере христанстеи, дабы господь представить многоле-жащоую тогда смерть на людях; тако же я всь народ н люди, моужи и жены от мала и до велика, век воследствоующе со многими слезами звахоу: господи помилоуи». Для самого архиепископа его миссия в Пскове стала актом героического самопожертвования и милосердия: «Архиепископ же Василеи, мало дни тоу побыв, поеха паки изо Пскова здрав, бысть ему на поути на борзе разболеся, мало поболев, преставися на рече на Оуже». В этой ситуации понятно посвящение храма — Покрова Пресвятой Богородицы.

Читать далее...