Романов развивал иную, во многом новаторскую концепцию эволюции древнерусского зодчества, в которой он отвел Пскову едва ли не главную роль

Каменная гражданская архитектура

Установить происхождение традиции дарений оказалось возможным именно при исследовании получения дара князем Федором Юрьевичем Шуйским. Традиция дарения явно носила династический характер, и, коль скоро дар в 1463 г. был передан служилому князю, значит, эта традиция распространялась на всю династическую ветвь, к которой принадлежали великие московские и некоторые служилые суздальские князья. Князь Федор Шуйский был потомком суздальского князя Василия Дмитриевича, род которого, как и род московских князей, восходил к великому князю Владимирскому Ярославу Всеволодовичу (1238—1246 гг. ). Ярослав был сюзереном Новгорода и Пскова; поэтому для определения ключевого момента в эволюции отношений между князьями и Псковом необходимо рассмотреть политическую ситуацию на Северо-Западе России в ХIV в. С 1208 по 1226 г. Псков находился под контролем смоленских Ростиславичей; большую часть этого времени в Пскове княжил брат Мстислава Мстиславича Удалого Владимир Мстиславич, последнее упоминание о котором относится к 1225/1226 г. Но с 1225 г. в Новгороде утвердился представитель суздальских князей Ярослав Всеволодович, и ему удалось, наконец, взять под свой контроль Псков. Тем не менее именно в 1228 г. Псков вновь вышел из-под власти Ярослава, заключил мирный договор с Ригой и отказался участвовать в военной кампании суздальского князя против Ливонского ордена. Из Пскова были изгнаны княжеские тиуны («…а кои и были люди во Пскове Ярославли, тех псковичи выгнаша изо Пскова»), а вскоре Ярослав утратил и новгородский стол. Он вернулся в Новгород лишь 30 декабря 1230 г. , а в течение 1231 г. князь смог восстановить контроль и над Псковом, посадив здесь в качестве наместника тысяцкого Вячеслава.

Лучшая срочная покраска авто в Киеве в Автомалярке

Звонница Козьмодемьянской с Примостья церкви

Для всех этих псковских столпов характерны зонтичные и крестовые своды, декорация фасадов нишками с килевидными завершениями, горизонтальными валиками, «ширинками», окна с полуциркульными перемычками снаружи. На иконе с изображением древнего Пскова, находившейся раньше в часовне «Владычного креста» на Завеличье, можно было различить на подворье Снетогорского монастыря столпообразную постройку, завершающуюся шатром. Возможно, что Это была церковь-колокольня такого же типа. Во внутреннем убранстве псковских храмов XVI века главную роль играли иконостасы. Сплошная роспись стен и сводов внутри храма, по-видимому, перестала применяться, хотя небольшие нишки с фресковыми изображениями были, как и в XV веке, почти обязательной принадлежностью убранства наружных фасадов.

Выезжие иноземцы (Ховрины, Траханиотовы)

В 1500 г. он и его брат Дмитрий считались боярами Софьи. О его идейной позиции в конце XV в. можно судить по записи им «речей посла цесарева» (посла де ля Торна в 1492 г. ), в которой расхваливался «шпанский король», доказавший свое благочестие сожжением еретиков. Брат Юрия Дмитрий Траханиот не был столь известен при дворе (был боярином великой княгини Софьи). Во время похода на Тверь в 1485 г. Дмитрий Грек оставался среди бояр в Москве.

Псковская архитектура XII в.

Один из них, мужской, основывается архиепископом, а другой, женский, очевидно, связан с княжеской инициативой (судя по позднейшим захоронениям в нем псковских княгинь). В самом городе, у подножия Крома, почти одновременно ставится значительно меньшая по размерам Дмитриевская церковь, не могущая взять на себя роль общегородской доминанты. Таковой является высокий холм Крома с земляными и деревянно-каменными укреплениями и, вероятно, деревянным Троицким собором. Создание архитектурного ансамбля на протяженной речной панораме аналогично Новгороду, также близко и композиционное значение монастырей, но лишь с конца XII в. , после возведения каменного Троицкого собора архитектурная доминанта дополняет существующую ландшафтную ситуацию. В других русских городах архитектура главных соборов становилась образцом для подражания и приводила к формированию важнейших особенностей местных школ.

Псковская архитектура XII в.

Кажется возможным указать на образцы для этого памятника к столичном византийском искусстве. В Константинополе X—XII вв. существовало два вида крестово-купольных церквей — с колоннами или столбами в качестве внутренних опор и с внутренними стенами. Роль последних, уменьшившаяся в X в. , затем снова возрастает. Учитывая последние передатировки памятников, к XI—XII вв. можно отнести церковь Георгия в Манганах и постройки, именуемые в наши дни как Гюль Джами и Календер Джами.