Седов высказал предположение о том, что рисунок мог иметь в основе двухуступчатые лопатки, встречающиеся на памятниках Новгорода второй половины XIV

Архитектура середины XIV — середины XV в.

А ведь подобные лопатки трудно было устроить здесь даже физически из-за очень малых размеров зданий, что свидетельствует об определенной эстетической обязательности формы для зодчих (в Новгороде этих лопаток не было). В Мелетове лопатки остались только с восточной стороны, столбы сохранили прямые углы в сторону боковых рукавов креста и оказались скругленными к малым нефам; такие же черты имеют остатки храма № 1. Если определение В. Д. Белецким последнего храма как церкви Николы на Гребле кажется убедительным, то этого никак нельзя сказать про его датировку серединой XIV в. Источниковедческая критика И. К. Лабутинай и историко-архитектурные наблюдения В. В. Седова весьма убедительны, можно согласиться с предложенной последним датой около 1417 г. , тем более что и обнаруженные фресковые росписи вполне можно отнести к началу XV в. и никоим образом нельзя датировать серединой XIV в. Все церкви Довмонтова города относятся к числу самых маленьких во Пскове, сами размеры говорят о том, что это не обычные приходские церкви, что они предназначены для небольшого круга так или иначе связанных между собой лиц. Высказывалось предположение, что поставленная мастером Кириллом «во имя свое» в 1374 г. церковь Кирилла могла быть корпоративным храмом псковских зодчих. Ее ширина внутри чуть больше 7 м.

Читать далее...

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Фасад производит впечатление выделенного, что может свидетельствовать о его трактовке как главного. И легкое смещение лопатки на линии восточных столбов еще при разбивке плана свидетельствуют об уровне предвидения формы и предварительном формировании даже заказа. Церковь Архангелов Михаила и Гавриила дает уникальный пример свободного владения одними и теми же мастерами двумя способами образования фасадных композиций — один как бы связан с Богоявленской, а другой — с Георгиевской церквами. Это лишний раз свидетельствует о единстве архитектурной традиции, ее однородности. Свободное владение обоими приемами, скорее всего, убеждает в достаточно поздней датировке памятника.

Читать далее...

Архитектура первой половины XIV в.

Разбивка планов этим способом чаще всего точно совпадает с реальными планами псковских церквей, и никогда ошибка не превышает 30 см, что совершенно укладывается в наблюдаемые допуски, отклонения в построении однотипных форм. Сильный вынос апсиды церкви Михаила Архангела, ее несколько увеличенные, не полуциркульные очертания находят аналогию в апсиде церкви Михаила на Торгу в Новгороде 1300 г. И в ней, и в псковском памятнике лопатки, соответствующие восточным столбам, сдвинуты с их оси к западу, соотношение весьма редкое. В апсиде псковской церкви небольшие окна расположены высоко и не на средней оси — соотношение, аналогичное приемам новгородской архитектуры.

Псковская архитектура XII в.

Эти массивные опоры объемно замкнуты и поэтому не делят, не ориентируют предназначенное для молящихся пространство, последнее оказывается прямоугольным в плане, вытянутым в направлении север—юг. Разграничение интерьера на попе- речные зоны дополнено такой же по типу композицией алтаря. В восточной паре столбов не сделаны западные, обращенные к подкупольному квадрату, лопатки, что приводит к образованию с этой стороны широких, стенных по характеру плоскостей, за которыми теряется вертикализм и обособленность опор. Возникает ощущение единой стены, отделяющей алтарь от помещения для молящихся, прорезанной высокими арками примыкающих к ней апсид.

Архитектура первой половины XIV в.

Структурное начало в разделении стен ослаблено, стеновые поверхности преобладают в выразительности над рельефом лопаток. Собственно, лопатки здесь почти неощутимы. Еще в мирожском соборе общее деление фасадов было очень близко византийской системе,- при которой главной плоскостью стен является ближайшая к зрителю, а вся композиция создается нишами, проявляющими трехчастное структурное внутреннее деление. В снетогорском соборе подобная трактовка сохранена и даже усилена большей зрительной инертностью поверхности стен. С западной стороны стена была вообще без членений, ровной, в верхней части западного фасада нет лопаток, закомары образуют здесь как бы декоративное, не поддержанное ничем завершение.

Читать далее...

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Скругление столбов для этой церкви становится практически необходимым, ибо иначе трудно пройти, ширина южного нефа всего лишь 0,7 м. Снаружи размещение лопаток на фасадах подчинено задаче создания симметричных фасадных композиций. Западные столбы определяют место соответствующих лопаток, а восточные лопатки боковых фасадов смещены для увеличения ширины восточных прясел к западу. Таким образом, модулем в плане является величина 2,7 м, хотя сознательными сдвигами и неточными построениями четкость системы несколько затушевана.

Читать далее...

Псковская архитектура XII в.

Западные столбы шире стен, они как бы включают в себя обычные крестообразные столбы, соотношение, наблюдавшееся нами в соборах Антониева и Иоанновского монастырей. Западный неф несколько увеличен по сравнению с боковыми, центральный подкупольный квадрат оказывается несколько сдвинутым к востоку. Судя по форме северо-восточного столба, здесь восточные столбы имели западные лопатки. Западная стена не утолщена, в ней не могла бы существовать внутристенная лестница. Это могло бы свидетельствовать об отсутствии хор. Однако мы не знаем ни одного храма Новгорода и Пскова вплоть до XV в. , в котором не существовали бы хоры.

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Снаружи фасады храма свидетельствуют о целенаправленном стремлении к красоте пирамидального центрического завершения. Объем имеет почти привычные для Пскова пропорции, большая апсида как бы приземляет композицию. Лопатки на маленьких стенах выглядят крупнее обычного, что тоже успокаивает общее движение. Симметричные фасады завершаются объединенным ритмом декоративных арочек, которые все сделаны почти одинаковыми по радиусу и постановкой, перенимающей ритм друг у друга, сливаются в единые семиарочные завершения стен. Подобный ритм напоминает очертания Георгиевской церкви, хотя он менее структурен, что сказывается в меньшей выявленности доминирующей роли средних прясел. Подъем ниш делает их центрами только трехлопастных завершений, в то время как на фасадах Георгиевской церкви они были средоточиями всего ритмического движения.

Читать далее...

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Церковь была отмечена как самый ранний образец бесстолпного храма во Пскове Н. И. Бруновым. Но Н. И. Брунов считал, что изначальные своды были изменены более поздней перестройкой. Эта точка зрения кажется справедливой, ибо основанием для нее служило наличие в интерьере лопаток на боковых стенах, не находивших продолжения в очертаниях существовавшего перекрытия. Лопатки внутри псковских зданий употребляются исключительно редко, и если они устроены, то их конструктивная роль должна быть зрительно оправдана; в этом и смысл формы, ибо реальный вклад ее в усиление конструкции крайне невелик. В наружной декорации памятника пятилепестковое завершение среднего прясла северного фасада, странная, также пятилепестковая «прогнутая» декорация звонницы на западном фасаде притвора говорят о времени после 1500 г. , а то и позднее.

Читать далее...

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Те же цельность и крупность прочитываются во внешнем облике здания, со всех сторон обстроенного приделами и притворами XVIII— XIX вв. Крупная апсида упрощает объем и делает его приземистым. Хотя лопатки восточного фасада вовсе не повторяют ее ритма, движению широкой конхи следуют декоративные арочки прясел, приобретающие здесь пониженный, ползучий характер. Фасады завершались не очень крутыми фронтонами восьмискатной кровли, Все фасады достаточно симметричны, даже на боковых западные и восточные прясла почти равны между собой, и никаких особенных сдвигов внешней и внутренней структур не наблюдается. Арки средних закомар, возможно, как и в церкви Георгия, прерывались арочками малого радиуса. Апсида украшена тремя обычными поясками, которые из-за отсутствия валиковых разводов несколько опущены вниз и чуть отдалены друг от друга.

Читать далее...

Псковская архитектура XII в.

Утолщение столбов и стен (пропорциональное) уменьшает малые нефы и предопределяет доминирование центрального пространства. Хоть форма столбов четко расчленяет план на помещение для молящихся (в двумя парами западных столбов) й алтарь (с преградой по линии восточных столбов), все же здесь существует равенство, естественно получавшееся в прошлом и очень важное, как представляется — исходное, при разбивке планов в будущем. Расстояние от западных столбов (т. е. от нартекса, как бы от обычной западной границы наоса) до апсид (по линии восточных граней межапсидных проходов), т. е. длина наоса, точно равно его ширине. В интерьере собора, вслед за мирожским образцом, лопатки на стенах отсутствуют, там для них просто не было места, но ощущение гибкой единой оболочки, возникшее в Мирожском соборе, изменило привычные соотношения и в обычном по общей композиции Иоанновском соборе. Одна лопатка осталась на западной стене, где она выложена, возможно, для усиления кладки, прорезанной внутристенной лестницей — первый раз появляющейся в памятниках новгородского круга (сохранившихся).