Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Георгиевская церковь подкупает сформированностью, осознанной выразительностью стиля, здесь ощущается уже артистическое начало в архитектуре. Это общее качество новой эпохи, оно присуще всем памятникам, к каким бы разным композиционным вариантам они ни принадлежали.

В 1495 г., на следующий год после создания Георгиевской церкви, была выстроена церковь Варлаама Хутынского на Званнице. «По-ставиша» — такой безличный оборот употреблен в летописях, он часто встречается и свидетельствует обычно о корпоративности заказа и финансирования. Этот же глагол говорит о совершении работ за один сезон.

Разбивка плана Варлаамской церкви имеет отчетливые особенности, которые легко заметны при сравнении с церковью Георгия (размеры основных помещений обеих построек практически совпадают). Ширина и длина наоса равны 9 м, южная стена идет к западу немного наискось, из-за чего храм к западу сужается примерно на 30 см. Вряд ли подобную форму можно считать намеренной, равно как и сдвиг апсиды к югу на 50 см. Намеренно же избран тип церкви с одной апсидой, четырьмя квадратными столбами (скруглены в 1860 г.).

Если, следуя обычному приему, ширину храма разделить на три, то получится модуль величиной около 3 м (как и в церкви Георгия). Однако западные столбы не имеют обычного сдвига к востоку, они отодвинуты от центра к западным углам примерно на 15—20 см. Восточные столбы, как и положено, сдвинуты к востоку примерно на 60 см, на половину толщины восточной стены. Из-за подобных перемещений подкупольное пространство увеличилось по отношению к исходному модулю и приобрело прямоугольные очертания, его размеры 3,47 и 3,58 м (поперечные) и 3,7 м (продольные). Апсида резко увеличена по ширине, которая достигает 4,2 м, из-за этого стены вимы резко расширяются к востоку. Подобный прием распространен при сооружении маленьких церквей, особенно одноапсидных, с сокращенной площадью алтаря.

Вертикальные пропорции интерьера кажутся необычными, хотя основные уровни определены вполне традиционно. Модуль в три Метра, чья роль в плане затушевана подвижками столбов, сохраняет свое значение в высотном построении. Высота рукавов креста равна трем модулям или ширине церкви, конха апсиды и все арки второго «руса завершаются на высоте двух модулей, здесь же начинаются все завершающие храм своды и люнеты рукавов креста. В церкви Варлаама люнеты выложены из голосников, что традиционно, необычна только частота их расположения — почти сплошь, в шесть рядов, по восемь в ряд в каждой люнете. В церкви Георгия они размещались в три ряда, по пять-шесть в каждом, еще реже они - вставлены в кладку церкви Николы в Изборске (видны в люнете над апсидой). Столь частое употребление голосников после церкви Варлаама становится характернейшим конструктивным приемом в архитектуре первой половины XVI в. Сплошное рядоположение голосников заставляет отказаться от устройства здесь окон, еще существовавших в Мелетове, вместо них теперь на всех фасадах становятся обычными ниши.

Особенностью церкви, единственной в рассматриваемый период, являются пониженные подпружные арки. Кладка над ними идет наклонно, не вертикально, ибо барабан по диаметру равен модулю, трем метрам, и немного смещен по отношению к подкупольному пространству на запад.

Нормативные вертикальные уровни храма сочетаются, однако, с ощущением индивидуальности, пространственной выразительности. Храм кажется широким, несмотря на небольшие размеры — крупным и мощным, его пространство спокойно и цельно. Только юго-западная палатка отделена глухой стеной от южного рукава креста, все остальные угловые грани прорезаны широкими арками в двух ярусах, превращены из стеновых массивов в структурные образования. Среднее пространство приобретает доминирующий характер, выразительность сводов, арок и купола преодолевает еще ощущавшуюся в Георгиевской церкви составленность из отдельных вертикальных зон.

Источник нового — отмеченное увеличение подкупольного пространства, ядра здания, что придает иные соотношения целому. С трудом верится, что вертикальные пропорции наоса такие же, как в церкви Георгия, слишком изменились пропорции центральной зоны. Можно догадываться, что намерение раздвинуть столбы было сознательной целью мастеров — ив связи с желаемой для них выразительностью интерьера, и, возможно, в связи задачами симметричного решения боковых фасадов (последнее могло определить отказ от обычного передвижения западных столбов к востоку). Результат полностью соответствует движению псковского искусства в сторону крепкой уверенной формы, объединенное пространственных решений, которое ясно проявилось в Мелехове и получило новые импульсы в 1490-е годы.

Те же цельность и крупность прочитываются во внешнем облике здания, со всех сторон обстроенного приделами и притворами XVIII— XIX вв. Крупная апсида упрощает объем и делает его приземистым. Хотя лопатки восточного фасада вовсе не повторяют ее ритма, движению широкой конхи следуют декоративные арочки прясел, приобретающие здесь пониженный, ползучий характер. Фасады завершались не очень крутыми фронтонами восьмискатной кровли, Все фасады достаточно симметричны, даже на боковых западные и восточные прясла почти равны между собой, и никаких особенных сдвигов внешней и внутренней структур не наблюдается.

Арки средних закомар, возможно, как и в церкви Георгия, прерывались арочками малого радиуса. Апсида украшена тремя обычными поясками, которые из-за отсутствия валиковых разводов несколько опущены вниз и чуть отдалены друг от друга.

В барабане шесть окон, он завершается поясками и тройными арочками с гладкой поверхностью над ними, в XVII в. выше положены два ряда изразцов.

Отрывок из книги Комеч А.И. - Каменная летопись Пскова XII - начала XVI в.