Можно отнести церковь Георгия в Манганах и постройки, именуемые в наши дни как Гюль Джами и Календер Джами

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Он никак не может быть первым в выделенной В. В. Седовым группе, наиболее приемлемой является его датировка концом XV или первыми годами XVI в. Рассмотренные памятники исчерпывают типологические варианты псковского искусства конца XV в. , которые в отдельных образцах будут встречаться и в дальнейшем. Но в XVI в. церкви со ступенчатыми сводами уже, несомненно, становятся ведущими и преобладающими, в них происходит дальнейшее развитие форм и приемов, найденных в Богоявленской церкви. Одну из таких построек, возможно, датировать ранее 1510 г. — это церковь Николы в Устье. Церковь стоит у впадения Великой в Псковское озеро и как бы открывает цепочку храмов, уходящую вверх по реке. Как ближние к Пскову монастыри и церкви всегда воспринимаются в некоторой симметрической взаиморасположенности относительно города, к северу или к югу от него, так и Устье невольно воспринимается пространственным и архитектурным откликом находящейся по другую сторону, за Псковом, церкви в Выбутах. Это уже иной по характеру памятник, но он также замечателен в ландшафте и также превращен в небольшой ансамбль двухпролетной звонницей, аналогичной по месту, роли и композиции звоннице в Выбутах. Церковь в Устье немного больше Ильинской, она как бы обычна по размерам, ширина основного пространства около 8 м.

Читать далее...

Главные улицы Запсковья

Новое оборонительное строительство развернулось в годы Сгаро-дубской войны 1534—1537 гг. В 1535 г. был отремонтирован большой участок стены, шедшей вдоль реки Великой — от Смердьей башни до Буркова костра. С восточной стороны крепости закрыли вход в город по течениюПсковы, соорудив верхние решетки. На литовской территории, к югу от Опоч-ки, на крутом холме у озера была построена крепость Себеж. Наконец, 6 декабря 1535 г. освятили каменную церковь Николы со Усохи. В 1536 г. на литовской границе, на острове озера Подцо, была возведена крепость Заволочье, куда из погоста Дворцы переместился административный центр Пусторжевского уезда. В 1537 г. в Пскове соорудили каменные церкви Одигитрии на Печерском подворье и митрополита Алексея в Довмонтовом городе.

Храм бывшего Ильинского монастыря

Паперти с большими открытыми проемами, в которых иногда могли даже вешать колокола, вероятно, встречались в Пскове XV— XVI веков, хотя потом бесследно исчезли. Небольшие, покрытые двухскатными крышами входы в подцерковье и погреба под притворами — тоже старый псковский прием, уходящий в XVI, а может быть, и в XV век. Полукруглые же бровки Ильинского храма прямо перекликаются с такими же бровками XV века. Двухэтажные галереи, стеснившие четверик храма, — характерная черта псковских монастырских церквей XVI века. Лишь суженный барабан главы — признак XVII века, связанный с типичной для того времени формой луковицы, очень круто расширявшейся над барабаном (существующее полусферическое покрытие главы — позднее).

Читать далее...

Каменные храмы

Вход из притвора в храм обрамлялся наличником. «Обыденная церковь» Обыденная церковь строилась за один день по обету, данному заказчиком, поэтому называлась еще и обетной. Ее рубили из дерева и сразу же освящали.

Читать далее...

Псковские каменщики

Продолжалось и строительство кончанских и уличанских храмов. В 1371 году был построен кончанский храм Опоцкого конца — церковь Николы на Усохе. В 1373 году взамен разобранной старой деревянной церкви Власия псковичи построили на новом месте каменную церковь во имя того же святого.

Архитектура первой половины XIV в.

И вдруг неожиданно через десять дней, немцы, «не ведающе, что во Изборску воды нет», снимают осаду, сжигают осадные устройства и уходят — и, конечно же, «шмощию святыя троица и молитвою святого отца Николы. История эта имела драматическое и символическое продолжение 13 апреля 1350 г. В понедельник святой недели князь Юрий Ви-товтович «возмя с собою попов святыа Троица и диакона и поиха в Изборск свящати церковь святого Спаса Преображения, у святого Николы на полатех». Полати, тем более придел на них,— явное свидетельство существования каменной Никольской церкви.

Ансамбль подворья

Небольшие остатки южной стены Среднего города сохраняются еще во дворе Педагогического института (на Советской улице) и во дворе клуба ДОСААФ (улица Красных Партизан, 10). Ha территории Среднего города стоит осмотреть еще два памятника: двор и палаты богатых псковских купцов XVII века Русиновых и кончанскую церковь Петра и Павла с Буя. Оба они находятся на улице Карла Маркса, сохранившей направление старинной Петровской улицы — одной из главных магистралей древнего Пскова.

Читать далее...

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Кажется несомненным, что она возникла как поэтический отклик заказчиков и зодчих на красоту речной панорамы низкого берега Великой, где так замечательно хрупкость, ажурность очертаний высокой колокольни дополнили ладно скроенный силуэт самой церкви. Подобные же речные панорамы вдохновляли мастеров Богоявленской церкви и позже церкви Успении с Пароменья. В одну группу с Ильинской церковью В. В. Седов включает церковь Рождества Богородицы в Новой Уситве. Однако при той же типологии - одноапсидный четырехстолпный храм без выделенных подпружных арок — стиль его совсем иной.

Псковская архитектура XII в.

Характерное для столичной византийской традиции и русских памятников XI — начала XII в. доминирование центра сменялось более дробными и как бы равномерно слагаемыми формами. Вторая система соотношений, впервые примененная в Новгороде при возведении Успенской церкви, с уменьшением размера церквей часто встречается в памятниках Новгорода последней четверти XII в. , многие из которых при почти одинаковых размерах центральных квадратов различаются лишь положением боковых стен — по двум указанным выше вариантам. Обратимся теперь к периоду перерыва строительства в Новгороде, к 1136—1144 г. Церковь Успения была примером совместного строительства Нифонта и Всеволода Мстиславича. Их совместная деятельность продолжалась и после изгнания князя из Новгорода. Поздняя надпись (XVIII в. ) на чаше, вложенной Нифонтом в 1156 г. в собор Мирожского монастыря, отражает, видимо, реальные события, когда сообщает о совместных строительных инициативах князя и архиепископа в 1136—1137 гг. уже в Пскове.

Читать далее...

Гремячья гора

Сначала эти остатки кажутся слишком уж незначительными и не производят сильного впечатления. Но чем дальше, тем все более и более они действуют на воображение, и уже задолго до Варлаамского захаба осматривающий их оказывается в плену непередаваемого ощущения, которое вызывает этот некогда грозный и в то же время в целом прекрасный памятник горячей и деятельной любви псковичей к своему родному городу. ЗАВЕЛИЧЬЕ Первый памятник, который встречает каждого переходящего по мосту из центральной части Пскова на Завеличье, — церковь Успения у Парома или, как называют ее псковичи, Пароменская. Мост на этом месте существовал с незапамятных времен. Еще в начале нашего века он сохранял древнее устройство, был основан на плотах и почти не возвышался над поверхностью воды. Каждый год его зимой разбирали и собирали после половодья, а пока мост еще не был готов, его заменял паром.

Опыт исторического суждения о псковской архитектуре

Троицкий собор датируется им 1136—1137 гг. и впервые обозначается как шестистолпный, связанный с традициями южных и западных русских княжеств (полоцко-смоленских). Впервые после В. А. Прохорова Иоанно-Предаеченский собор твердо сближается по плановой и объемной структурам, трехглавию, строительной технике с памятниками Новгорода начала XII в. и получает дату — первая половина XII в. А. И. Некрасов возвращается к характеристике зодчества Пскова в 1936 г. Для XII в. указывается лишь собор Мирожского монастыря, но авторская ремарка — «ничего специального для Пскова этот собор не представляет» — как бы уничтожает необходимость характеристики раннего этапа жизни псковской архитектуры, и разговор о псковской школе начинается лишь с XIV в. Собор Снетогорского монастыря по-прежнему трактован лишь как повторение собора Мирожского монастыря, зато в беглой оценке Троицкого собора 1365—1367 гг. появляется аналогия со Свирской церковью в Смоленске или Спасской церковью Спасо-Евфросинисвского монастыря в Полоцке, основанием чему стал впервые публикуемый в книге рисунок Троицкого собора до его переделки в конце XVII в. А. И. Некрасов указывает на «крестчатый план и надстройку массива со своими особыми закомарами», «постановку глав на каждую массу сложного построения. Памятников XIV в. автор больше не указывает, Васильевская церковь датируется 1413 г. , церкви Николая со Усохи и Петра и Павла выведены из рассмотрения заявлением об имеющихся их датировках XVI столетием. Ступенчатые арки возводятся им уже к московскому искусству XIV в. — и они лишь «отлично подошли» к фронтонным покрытиям.

........................................................................................................................