Нет никакого стремления к единому, бегущему и симметричному движению огибающей фасад цепочки арочек

Псковская архитектура XII в.

В основных принципах своей наружной композиции храм следует канонической закомарной системе. Мы уже видели, что стремление к ее непреложному соблюдению привело к необычному соединению конх боковых апсид и сводов перед ними. Лишь в одном месте согласованный волнистый бег закомар оказывается нарушенным — в западном прясле северного фасада, где закомара несколько повышена (визуально — как в новгородских памятниках). Однако здесь это произошло из-за соображений практических, функциональных, ибо угловой свод здесь ориентирован не по оси запад—восток, как остальные малые своды храма, а поперек, по оси север — юг.

Читать далее...

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Хотя форма могла появиться как исключение и на рубеже столетий. Относительное удлинение восточной части изменило систему фасадных членений. Западные лопатки боковых фасадов точно соответствуют внутренним столбам, восточные, что совершенно неожиданно, чуть сдвинуты к востоку, отметим (это важно), что на северном фасаде сдвиг немного меньше. Если бы восточные лопатки были размещены на своем обычном месте (восточные углы восточных лопаток — на уровне линии заплечиков апсиды), то восточные прясла превратились бы в узкие щели. Уже одно это могло вызвать удлинение малых апсид, хотя обычно зодчие выходили из такого положения смещением лопаток, отвечающих восточным столбам, к западу. Вертикальная композиция здания достаточно традиционна, три раскрытых арками в двух ярусах угла и палатка с глухой восточной стеной в юго-западном углу — это как бы стандарт рассматриваемой эпохи, хотя он применяется и позже.

Читать далее...

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Высота барабана примерно равна его внешнему диаметру. Снаружи композиция собора во многом напоминает вид, который приобрел Троицкий собор к 1689 г. Правда, все равно в облике этих памятников заметны весьма существенные различия, связанные главным образом с уменьшением роли структурных, формообразующих элементов. Энергичные вертикали многообломных лопаток заменились широкими плоскими лопатками, вместо упругого движения крупной арки средней закомары появились ползучие арочки без четкой образующей линии. Угловые лопатки соседних фасадов слиплись, слились в одну форму, лишь на северо-восточных углах храма и алтаря они, как обычно, разделены. Окна в храме чрезвычайно немногочисленны — узкие проемы в верхней зоне центральных прясел каждого фасада, окна — щели, освещающие придел.

Читать далее...

Архитектура первой половины XIV в.

Собственно, лопатки здесь почти неощутимы. Еще в мирожском соборе общее деление фасадов было очень близко византийской системе,- при которой главной плоскостью стен является ближайшая к зрителю, а вся композиция создается нишами, проявляющими трехчастное структурное внутреннее деление. В снетогорском соборе подобная трактовка сохранена и даже усилена большей зрительной инертностью поверхности стен. С западной стороны стена была вообще без членений, ровной, в верхней части западного фасада нет лопаток, закомары образуют здесь как бы декоративное, не поддержанное ничем завершение. Чрезвычайно любопытен декоративный пояс, завершающий барабан главы. Г. В. Алферова называет его «пояском из треугольных подобий арочек».

Читать далее...

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

В церкви Варлаама люнеты выложены из голосников, что традиционно, необычна только частота их расположения — почти сплошь, в шесть рядов, по восемь в ряд в каждой люнете. В церкви Георгия они размещались в три ряда, по пять-шесть в каждом, еще реже они - вставлены в кладку церкви Николы в Изборске (видны в люнете над апсидой). Столь частое употребление голосников после церкви Варлаама становится характернейшим конструктивным приемом в архитектуре первой половины XVI в. Сплошное рядоположение голосников заставляет отказаться от устройства здесь окон, еще существовавших в Мелетове, вместо них теперь на всех фасадах становятся обычными ниши. Особенностью церкви, единственной в рассматриваемый период, являются пониженные подпружные арки.

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Боковые фасады явно асимметричны, центральное трехлопастное завершение среднего прясла резко опущено по отношению к боковым арочкам. Нет никакого стремления к единому, бегущему и симметричному движению огибающей фасад цепочки арочек. Ниша в верхней части среднего прясла потеряла какое-либо структурное значение.

Читать далее...

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Эта точка зрения кажется справедливой, ибо основанием для нее служило наличие в интерьере лопаток на боковых стенах, не находивших продолжения в очертаниях существовавшего перекрытия. Лопатки внутри псковских зданий употребляются исключительно редко, и если они устроены, то их конструктивная роль должна быть зрительно оправдана; в этом и смысл формы, ибо реальный вклад ее в усиление конструкции крайне невелик. В наружной декорации памятника пятилепестковое завершение среднего прясла северного фасада, странная, также пятилепестковая «прогнутая» декорация звонницы на западном фасаде притвора говорят о времени после 1500 г. , а то и позднее. Пятилопастная декорация западного притвора Богоявленской церкви совсем иная по ритму. Легкая, высоко поднимающаяся, она завершается маленькой острой арочкой почти килевидной формы, чья выразительность еще раз заставляет поставить вопрос, не явились ли эти карликовые завершающие арочки псковских церквей откликом на знакомство с килевидными закомарами московских построек.

Читать далее...

Церковь Михаила архангела в Городце

Верх придела можно видеть под крышей, покрывающей боковые части храма. Под надкладкой XVII века на нем сохраняются первоначальные закомары, по три с каждого фасада придела. Придел строители расположили на поперечной оси главного объема храма, обнаружив этим стремление к возможно более симметричному построению масс здания.

Читать далее...

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Если сравнить с новгородскими храмами второй половины XV в. — а именно их бы прежде всего должны были бы иметь в виду псковские современники,— то пропорциональный строй, пространственные решения, форма опор, расположение и форма проемов — все будет отлично. В Новгороде возводятся небольшие церкви со свободно стоящими столбами, часто на подклете, стройные и легкие, скорее изящные, столбы часто круглые. Если же под новгородизмами понимать вероятный облик Спасской церкви Хутынского монастыря конца XII в. , то все новгородские церкви того времени имели три апсиды, закомарные завершения фасадов. Почему же в сознании псковичей конца XV в. новгородизмы должны ассоциироваться с отдельными (только отдельными — ибо целое опять иное) чертами новгородских храмов XIV — начала XV в. , остается непонятным. Ведущие черты новгородского искусства — вертикализм и стремление к грандиозному, столь ярко проявившиеся как раз во второй половине XIV в. , в псковской церкви отсутствуют. Пониженные арки применены в церкви Козьмы и Дамиана; каково бы ни было время их сооружения, с влиянием Новгорода они не связаны.

Читать далее...