В основных принципах своей наружной композиции храм следует канонической закомарной системе. Мы уже видели, что стремление к ее непреложному соблюдению привело к необычному соединению конх боковых апсид и сводов перед ними. Лишь в одном месте согласованный волнистый бег закомар оказывается нарушенным — в западном прясле северного фасада, где закомара несколько повышена (визуально — как в новгородских памятниках). Однако здесь это произошло из-за соображений практических, функциональных, ибо угловой свод здесь ориентирован не по оси запад—восток, как остальные малые своды храма, а поперек, по оси север — юг. Он поставлен на малые арки, а не концентрично им, и в его южном торце сделан арочный проем, выводивший на кровлю. Структура выдерживается значительно нормативнее, нежели в новгородских постройках, где малые закомары всегда поднимаются почти так же высоко, как и центральные. Здесь пяты всех закомар в одном уровне, а их очертания близки полуциркульным.
Интересна профилировка закомар. Хотя их двухуступчатые обломы очерчены грубо, все же в них есть определенная система. В Николо-Дворищенском соборе и соборе Антониева монастыря двойные очертания закомар соответствуют в принципе уровню и очертаниям сводов. В Георгиевском соборе их линии удлинились, особенно в малых пряслах, где они поднимаются примерно от пят малых арок, от линии завершений окон. В псковском соборе взаимосвязь положения окон и профилей закомар нарушена. В малых пряслах (надо судить по южному фасаду, северный искажен переделками) обломы начинаются в уровне всех завершающих арок, иначе говоря — в уровне плит—капителей столбов. Однако на центральных лопатках обломы начинаются выше и соответствуют положению сводов рукавов креста. Центральная закомара очерчена таким образом, как на Николо-Дворищенском соборе, а соседние малые закомары получаются асимметричными. Окна на фасадах собора расположены горизонтальными рядами — ниже и выше уровня хор. В центральных пряслах отсутствуют пары окон, обязательные для новгородских храмов. Правда, если в Николо-Дворищенском соборе и Георгиевском соборе Юрьера монастыря в средних пряслах помещались две пары окон, одна над другой (композиция, впервые появившаяся на фасадах Софийского собора), то уже в соборе Антониева монастыря верхняя пара была заменена одним проемом, и здесь впервые образовалась пирамидальная композиция из трех окон. В соборе Мирожского монастыря в центре было лишь одно окно. Видимо, это определило размещение одного окна и на таком же месте в центральных пряслах боковых фасадов Иоанновского собора, но в последнем нижние окна боковых прясел образуют вместе со средним пирамидальную композицию, ритмом своим перекликающуюся с более ранними (Ан-тоново) и более поздними (Ладога) памятниками.
Образование пирамидальной композиции окон при их строчном расположении стало возможно из-за необычной формы верхних окон всех малых прясел и апсид. Они сделаны круглыми и весьма малыми, что и позволяет верхнему окну центрального прясла объединяться композиционно с нижними в боковых. Возможно, что круглые окна были употреблены из-за невозможности (низкий собор) разместить обычные, арочные. Очень трудно определенно указать источник этой формы. Они встречаются часто в романских памятниках, в грузинской архитектуре (Никорцминда). Но все-таки кажется возможным отнести их к собственно византийской традиции. Мы встречаем их еще в X в. в сложной ритмической композиции проемов на фасадах Мирейлейона в Константинополе, весьма похожи их применение и форма в XI в. на фасадах близкой по пропорциям я структуре церкви в Паталенице (Болгария).
В апсидах, как и на всех фасадах собора окна помещены в двух уровнях, опять-таки традиционно для Новгорода. Но ведь пропорции апсид иные, определенные равнением на собор Мирожского монастыря, и здесь особенно очевидна невозможность размещения двух ярусов арочных проемов. Размещение окон в двух уровнях на низких апсидах должно было явиться причиной особой системы фресковой росписи. От нее, правда, не сохранилось ничего, кроме отдельных фрагментов в верхних окнах. Однако необычность связана с тем, что между нижними окнами, в уровне которых изображаются, как правило, фигуры святителей, и конхой остается лишь узкая полоса, в которой нельзя разместить обязательную для эпохи композицию евхаристии («Причащение апостолов»). Совмещение различных и во многом разнородных архитектурных традиций поставило вероятно, перед художниками весьма трудную задачу.
В новгородских памятниках порталы имели снаружи уступы только в арочных завершениях (следуя логике членений прясел и закомар). Здесь же порталы имеют второй уступ по всему проему — следуя формам собора Мирожского монастыря. Оконные проемы имеют различные очертания. В барабанах глав, апсидах арочные проемы имеют параллельные стороны (откосы), следуя формам предшествующих построек, нижнее окно западной стены также совершенно аналогично окнам новгородских соборов. Однако остальные проемы от середины заметно расширяются внутрь, что станет типичным в последующем.
Особое решение имеет западный фасад, во многом предвосхищающий постройки середины XII в. Внизу окно помещено лишь в нижнем прясле, северное — глухое, здесь проходит внутристенная лестница, из-за которой окно среднего прясла оказалось размещенным очень высоко, в люнете закомары. Верхний пояс окон имитируют ниши в малых закомарах, употребление ниш связано с некоторым воздействием (после Мирожского собора, где ниш нет) новгородских традиций.
Если во многих деталях собора видно развитие приемов, знакомых нам по монастырским соборам Новгорода и Пскова, то трехглавие, совпадая количественно с теми же новгородскими предшественниками и будучи этим с ними связанным, по соотношению и размещению глав следует более ранним — Софийскому и Николо-Дво-рищенскому соборам. Группа симметрична, малые главы поставлены рядом с центральной; следуя новгородским соотношениям, они равны по высоте барабану центральной (в то время как в Киеве и Чернигове барабаны малых глав поднимаются только до шелыг сводов рукавов креста). Повторение пропорций, присущих иным, гораздо более высоким памятникам, в псковском храме приводит одновременно к большой оригинальности и некоторой странности общей композиции, особенно с северной стороны, где из-за подъема западной закомары вытянутый барабан малой главы кажется поставленным на неожиданно низкую соседнюю ячейку, как бы просевшую. Надо, правда, учесть, что в настоящее время культурный слой вокруг здания достигает 1,5 м.
Отрывок из книги Комеч А.И. - Каменная летопись Пскова XII - начала XVI в.