Побег за границу большого дьяка псковского наместника стал для Литвы огромной удачей

Кончанский храм Богоявления с Запсковья

В Пскове оставался небольшой гарнизон из 40 детей боярских. К литовской границе были подтянуты и силы новгородских помещиков, из которых 300 человек располагались в Великих Луках, а 200 во главе с наместником Михаилом Воронцовым — в Троице-Хлавицком монастыре на Ловати, прикрывая дорогу на Старую Руссу. Побег за границу большого дьяка псковского наместника стал для Литвы огромной удачей. Далеко не от всякого лазутчика удавалось получить такую подробную и надежную информацию. За полтора месяца до побега псковских служилых людей литовцы с большим трудом получали сведения о положении в России.

Читать далее...

Металлопластиковые окна Ростова-на-Дону с лучшей фурниторой.

Памятники юго-западной части Полонища

Скорее можно предположить первое, и тогда получается, что все дьяки в Пскове первой половины XVI в. присылались из Москвы и, сменяя друг друга подобно наместникам, проживали в казенных «дьяских дворах». Время от времени дьяки отзывались в Москву, как, например, Колтыря Раков в 1534 г. , «уставивший» до этого «многие пошлины». Присоединение Пскова к Москве и появление здесь новой администрации привело к полной смене всего документооборота. Пересмотру подлежали все выданные ранее вечем и посадниками жалованные грамоты на землю.

Псковские живописцы

В 1585 г. сборщики Петровского конца Т. Васильев и Ф. Федотьев получали оброчные деньги у казначея Сергиева монастыря «в писет-цкой корм и, и в подводы, и в сторожей, и в казаков в наем»28. Появление в документах 1563 г. «приимщика», представлявшего, скорее всего, Полонисский конец, и «борца» (денежного сборщика) Бродской сотни свидетельствует о еще одном аспекте земской реформы, осуществленном, скорее всего, в январе 1556 г. Именно 10 января этого года в царской грамоте новгородским дьякам Ф. Еремееву и К. Дубровскому предписывалось «…во все пятины, и на Луки, и во Ржеву, и в Пуповичи розослати грамоты, чтобы князи и дети боярские, и все служилые люди, и игумены, и попы, и дьяконы, и старосты, и сотские, и пятидесятцкие, и все крестьяне выбрали из пятин по сыну по боярскому по доброму, да из пятин же выбрали человеки по три и по четыре, да ис погоста по человеку, а из малых погостов из дву или из трех по человеку, да велено тем старостам и выборным сбирати наши ямские и приметные деньги, и за посошные люди, и за ямчужное дело, и всякие подати по писцовым книгам и привозити к вам в Новгород». Н. Е. Носов в свое время увидел в этом документе «прямой отзвук проведения в Новгородской земле финансовой и земской реформ 1555— 1556 гг. »29. С большой долей вероятности можно предположить, что аналогичное предписание касалось и новгородского посада, а также было отправлено и псковским дьякам, и властям Устюжны Железнопольской, и тогда получается, что указная грамота от января 1556 г. свидетельствует не об «отзвуке», а о реформе, охватившей по меньшей мере Северо-Запад России. На середине пути от Снятной горы до Пскова, на самом берегу Великой, находятся остатки Петропавловского Сереткина монастыря — бесстолпный храм и развалины погребов монастырских палат.

Новгород-Северское княжество Василия Ивановича Шемячича

Так что известия 1516—1517 гг. , возможно, рисуют только кратковременный эпизод из истории взаимоотношений Шемячича с Путивлем. К тому же С. Герберштейн сообщал, что «Путивлем. владел некий государь Димитрий». Действительно, весной 1522 г. в Путивль прибыл великокняжеский дьяк Третьяк Губин, который отсюда послал грамоту Шемячичу. (На этом основании М. Н. Тихомиров делал вывод, что Шемячич Путивлем не владел. ) Кроме громадных южных владений, Шемячичу принадлежал некоторое время и Малый Ярославец. Так, когда в 1526 г. кн. Ф. М. Мстиславский выехал на Русь, Василий III дал ему «княж Васильевские городки Шемячича в вотчину: Ярославец да Кременец, да волость Мышегу, да дал ему город Коширу в кормление». В Дворовой тетради 50-х годов XVI в. сохранилась запись о детях боярских «из Ярославца же княж Васильевские Шемячевского».

Читать далее...

Старинная штукатурка

К притвору храма, снабженному обычными украшениями, примыкали с боков галереи, которые, может быть, были перекрыты сводами, так как над частью северной галереи стоял верхний придел. Ликвидация независимости Пскова сопровождалась акцией, имевшей большое символическое значение, — снятием вечевого колокола, который в ночь с 13 на 14 января был увезен дьяком Долматовым в Новгород. Василий III начал подготовку своего триумфального вступления в Псков. 17 января в город прибыли московские воеводы с войсками, которые привели псковичей к присяге — крестному целованию.

Читать далее...

Ближайшие окрестности Пскова

Собор Снетогорского монастыря в XIV веке. Реконструкция Важнейшим свидетельством земской реформы в Пскове, осуществленной после 1549 г. , является грамота дьяку Ш. Билибину и старостам Б. Ковырину и С. Мизинову о наборе среди горожан каменщиков и посылке их в Казань. Б. Н. Флоря интерпретирует эту грамоту как свидетельство сохранения в Пскове организации «гостей», старосты которых располагали властью над посадским населением24. Рассмотрение этой грамоты в контексте с другими документами 1560— 1580-х годов не позволяет признать этот вывод справедливым: более вероятно, что «большие» старосты появились здесь в результате преобразований первой половины 1550-х годов.

Читать далее...

Псковское вече

В южной части Кремля, помимо Троицкого собора, располагалась вечевая площадь, вмещавшая несколько сот человек. С юга к Крому примыкал Довмонтов город. К началу XV в. он утратил оборонительное значение и был своеобразным церковным центром Псковского государства. Здесь на небольшой территории располагались 10 церквей и соборс-кая изба, где «священником и дьяконом копитца». В междуречье Великой и Псковы в пределах стены 1374 / 1375 г. , проходившей по трассе современной нам улицы Пушкина, располагалась основная городская территория. Здесь стоял и дворы псковских посадников и других горожан, организованные в особые территориальные структуры — концы.

Храм Георгия со Взвоза

Состав населения Пскова существенно изменился уже после Троицы (19 мая) 1510 г. : «Того же лета к Троицыну дню поехаша гости сведеные москвичи з десяти городов 300 семей, а пскович только же сведено, и начата им дворы давати в Середнем городе». Довольно долго купцы из городов Замосковного края были чужеродным элементом в Пскове, и еще в 1534 г. беглый дьяк Родион делил население Пскова на две части: «купцов, который з Москвы приведены, и чорных людей пскович». Причем, по мнению перебежчика, черные люди не могли служить надежной опорой наместников, так как горожане, несмотря на запреты властей, часто собирают вече28. Из летописной повести «О псковском взятии» известно об учреждении в 1510 г. должностей «старост московских 12, и пскович 12» и раздаче им деревень. С большой долей уверенности можно предположить, что «московские старосты» назначались из числа «сведеных гостей» и представляли собой некий институт участвовавших в суде выборных людей («старост и лутчих людей»), предусмотренный Судебником 1497 г. Старосты выполняли и внешнеполитические поручения, так как через Псков Русское государство осуществляло дипломатические отношения с Ливонией.

Читать далее...

Типы псковских храмов XV века

Такими сводами были перекрыты приделы церкви Богоявления с Запсковья, уничтоженная фашистами церковь Успения в Гдове и приделы церкви в селе Доможирке у Чудского озера. Есть основания думать, что нам известны не все варианты устройства сводов псковских бесстолпных храмов. Еще две церкви появились во время эпидемии 1521—1522 г. : «Сентября в 15 день смыслиша князь Михаило Кислица с собором святыя Троица, со священноиноки, и священники, и дьяконы церковь поставити обыденную, а гости ялися и роужить, преподобного отца нашего Варлама Хоутынского чюдотворца, деревяную, и поставиша его за всемилостивым Спасом на площади, в десять часов, и освящаша…» Седьмая обыденная церковь строилась на средства великого князя Московского 2 февраля 1522 г. : «…а церковь начата рубити с теремцами на Петровской улицы оу Креста, где Мотыльная гридница преже бывала, а поветрее оуже нача переставати, и поставиша церковь Покров святей Богородицы и освящаша ю…» Последняя из известных нам обыденных церквей сооружалась во время мора 1532 г. также на государственные средства. «…Приела князь великий во Псков к своим дьяком, к Четвертки к Терпигореву, да Колтыре Ракову, и к Иваноу Шамскому, и повеле им князь великий из своей казны церковь поставити обыденную, кои храм миру оугож; и паде жребеи на святого Архистратига Гаврила у Михайловских ворот, на Обакумове дворище Можаича сведена, против дьяских дворов, и поставиша и освяща ю в день един, месяца декабря в 14…». Исследование традиции церковного строительства в Пскове XV — начала XVI в. убеждает, что обыденные, или обетные, церкви сооружались во время эпидемий. С 1407 по 1532 г. в городе было построено 9 таких храмов на средства государства.

Читать далее...