Высказываясь в пользу закомарного завершения фасадов собора Иоанна Предтечи, он указывает и на близость его кладки новгородским храмам начала XII

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Добавим, что все эти церкви были поставлены по линии русла речки Усохи и движение вдоль нее по поперечной к улице перспективе от церкви Василия на Горке являло увлекательнейшую по живописности смену перспектив, которую с таким увлечением охарактеризовал Ю. П. Спегальский. Второй замечательный по пейзажной красоте и архитектурной выразительности ансамбль связан с долиной Псковы. Она еще за несколько километров от устья, от Любятова, оказывается украшенной почти равномерно поставленными храмами; как замыкающий даже далекие перспективы долины постоянно возникает силуэт Крома и Троицкого собора. За Гремячьей башней открывается удивительный по ясной обозримости, живому соединению природы и архитектуры ландшафт, по обе стороны Псковы идет цепочка церквей, впереди ясно виден Кром, а по левому берегу шла каменная стена 1309—1375 гг. Почетное место в середине перспективы занимала церковь Богоявления на Запсковье, против нее, по другую сторону Псковы, находились четыре церкви, две из которых были также Богоявленскими — с Бродов и со Кстовы. Винсент агентство недвижимости Сочи отвечает за свою работу и репутацию не словом, а делом.

Читать далее...

Ближайшие окрестности Пскова

Рождественский собор, как уже было сказано выше (стр. 34), в первоначальном виде повторял композицию Мирожского собора (уже с надстроенными западными углами), отличаясь лишь несколько иными пропорциями и иной обработкой верха барабана главы. В XV веке при нем появился притвор. В следующем веке этот притвор, видимо, был сломан, и с западной стороны собора сделали более обширную пристройку, сохраняющуюся до сих пор, которую, может быть, уже тогда соединили широкими проемами с самим храмом.

Читать далее...

Постройки последней трети XIII века

Это плод самостоятельного творчества каменщиков, в котором отчетливо выступили черты природного архитектурного мышления. Новый Троицкий собор был сложен из плиты. Черты живописности композиции, проступавшие в предшествовавшем ему здании, теперь значительно усилились. Постамент под главой получил сложную форму, понижение угловых частей главного объема собора придало его массам еще большую расчлененность. Стены здания были покрыты обмазкой и побелкой, сверкавшими под лучами солнца. Отношения с Ганзой и русско-ливонская война 1501-1503 гг. Наиболее активные торговые контакты Псков поддерживал с городами ганзейского союза — Ригой, Ревелем, Дерп-том. В конце XV века существование ганзейского двора в Новгороде снова оказалось под угрозой.

Псковская архитектура XII в.

Однако в нем скорее суммирование идет по важности места деятельности — сначала в Новгороде, затем в Пскове и Ладоге. Строя гипотезы, нельзя не обратить внимания на строго одинаковую и согласующуюся с летописным повествованием последовательность изложения событий в двух источниках — житии Нифонта и надписи на чаше: Нифонт со Всеволодом основывает монастыри в Новгороде (естественно, что это возможно только до 1136 г. ), после смерти Всеволода 11 февраля 1138 г. и его погребения в церкви Дмитрия Нифонт возводит церковь Спасо-Преображения на берегу Великой при впадении в нее речки Мирожи и основывает здесь монастырь, после этого возвращается в Новгород (в 1144 г. им проводятся значительные работы в Софийском соборе), пребывает там на епископии «доволно время» и затем в 1147 г. идет в Киев. Все эти обстоятельства приводят к мысли о создании обоих соборов в 1137—1142 гг. Ранняя датировка может быть поддержана и размерами плинфы (длина 34—36 см) обоих храмов, близкими материалу памятников первой четверти XII в. При сравнении между собой соборов псковских монастырей ясно обнаруживается новаторский характер архитектуры Спасо-Преображенского собора, в то время как собор Иоанновского монастыря оказывается зависимым и от него, и от общеновгородской традиции, Даже конкретно — от собора Антониева монастыря. Хронологическая зависимость может быть лишь одной направленности — сначала собор Мирожского монастыря, затем — Иоанновского.

Характерный облик

Место для монастыря было выбрано в небольшом отдалении от города, на другом берегу Великой, у устья реки Мирожи. Отрезанный рекой, монастырь был в то же время хорошо виден с берегов Великой и с высоких мест города. Архитектурное решение собора определил сам Нифонт, нашедший на юге, вероятно в Херсонесе, тип храма, наиболее отвечавший его вкусам. Собор Мирожского монастыря.