Обратимся теперь к периоду перерыва строительства в Новгороде, к 1136—1144 г. Церковь Успения была примером совместного строительства Нифонта и Всеволода Мстиславича. Их совместная деятельность продолжалась и после изгнания князя из Новгорода. Поздняя надпись (XVIII в.) на чаше, вложенной Нифонтом в 1156 г. в собор Мирожского монастыря, отражает, видимо, реальные события, когда сообщает о совместных строительных инициативах князя и архиепископа в 1136—1137 гг. уже в Пскове. Можно думать, что артель переходит после смерти Всеволода к Нифонту и Ярополку Всеволодовичу после возвращения с последним из Пскова в Новгород. В 1142 г. там возобновляется строительство, закладывающее основы местной строительной школы, которая постепенно теряет связь с княжеским заказом и всецело переходит в руки новгородских архиепископов.
Есть два памятника Пскова, созданные в период деятельности Нифонта, это соборы Мирожского и Иоанновского монастырей. Мирожский монастырь датировался по дате на чаше 1156 годом. Собор Иоанновского монастыря долго относился ко времени около 1240 г. Г. В. Алферова справедливо показала большую близость архитектуры обоих соборов, а также сходство форм собора Иоанновского монастыря с памятниками Новгорода начала XII в., поддержав мнение наиболее проницательных предшественников. Она отнесла обе постройки к одному периоду и датировала собор Мирожского монастыря 1137—1138 гг.
В своей прекрасной статье, раскрывшей историю формирования собора Мирожского монастыря, Г. М. Штендер и М. И. Мильчик предлагают датировать собор 1151—1152 гг. Мы считаем это маловероятным, и вот почему. В 1149 г. Нифонт уходит из Новгорода в Киев, вызванный на утверждение великим князем Изяславом и митрополитом Климом, где его задержали («посади в Печерьском манастыре»). Лишь в 1150 г. он возвращается в Новгород на год. В 1151 г. и архиепископ, и строители — в Новгороде, где у Софийского собора стены извне покрываются штукатуркой и устраивается новая свинцовая кровля — «архиепископ Нифонт поби святую Софию свиньцемь всю прямь и извистию маза всю около». В 1153 г. артель вместе с Нифонтом уходит в Ладогу, где возводит церковь Климента. Для создания двух псковских соборов остается лишь один 1152 год, что практически невозможно.
Как показывают последние исследования, строительство в Ладоге продолжается до 1164—1166 гг., когда там возводится церковь Георгия. До нее возникла Успенская церковь и, возможно, остальные, известные нам по раскопкам, храмы — на берегах Волхова и Ладожки. В Новгороде в этот период не ведется строительство, что свидетельствует о сохраняющемся положении артели — единственной в новгородской земле. Поэтому создание собора Иоанновского монастыря в Пскове также невозможно и в годы, ближайшие к 1152 г. Нельзя отнести этот памятник и к концу XII столетия, ибо с собором Мирожского монастыря у него идентичны не только некоторые формы, размеры, но и пропорции, строительная техника, размер плинфы. Кроме того, для его общей композиции несомненным образцом являлся собор Антониева монастыря, что потеряло всякую актуальность после строительства в Ладоге.
М. И. Мильчик и Г. М. Штсндср за основу хронологии строительной деятельности Нифонта берут последовательность помещенного в летописи посмертного панегирика архиепископу. Однако в нем скорее суммирование идет по важности места деятельности — сначала в Новгороде, затем в Пскове и Ладоге. Строя гипотезы, нельзя не обратить внимания на строго одинаковую и согласующуюся с летописным повествованием последовательность изложения событий в двух источниках — житии Нифонта и надписи на чаше: Нифонт со Всеволодом основывает монастыри в Новгороде (естественно, что это возможно только до 1136 г.), после смерти Всеволода 11 февраля 1138 г. и его погребения в церкви Дмитрия Нифонт возводит церковь Спасо-Преображения на берегу Великой при впадении в нее речки Мирожи и основывает здесь монастырь, после этого возвращается в Новгород (в 1144 г. им проводятся значительные работы в Софийском соборе), пребывает там на епископии «доволно время» и затем в 1147 г. идет в Киев.
Все эти обстоятельства приводят к мысли о создании обоих соборов в 1137—1142 гг. Ранняя датировка может быть поддержана и размерами плинфы (длина 34—36 см) обоих храмов, близкими материалу памятников первой четверти XII в.
При сравнении между собой соборов псковских монастырей ясно обнаруживается новаторский характер архитектуры Спасо-Преображенского собора, в то время как собор Иоанновского монастыря оказывается зависимым и от него, и от общеновгородской традиции, Даже конкретно — от собора Антониева монастыря. Хронологическая зависимость может быть лишь одной направленности — сначала собор Мирожского монастыря, затем — Иоанновского.
Общая картина строительства 1137—1144 гг. вырисовывается следующим образом. К 1138 г. в Пскове уже существовала или строилась каменная церковь Дмитрия, в диаконнике которой был похоронен Всеволод Мстиславич. После смерти князя епископ Нифонт основывает Мирожский монастырь, где по его заказу принадлежавшая прежде Всеволоду и знакомая Нифонту по церкви Успения в Новгороде артель возводит каменный собор; затем основывается Иоанновский монастырь и возводится его собор. В 1142 г. брат Всеволода князь Ярополк Мстиславич возвращается в Новгород, где возобновляется строительная деятельность и заканчивается в 1144 г. церковь Успения.
Отрывок из книги Комеч А.И. - Каменная летопись Пскова XII - начала XVI в.