В западных углах располагаются лестница на хоры с севера и придел с юга

Каменная гражданская архитектура

Менее обширные подсобные палаты, помещавшиеся в обоих этажах, перекрывали цилиндрическими сводами, очень часто с подпружными арками, усиливавшими их. Компоновались эти здания очень собранно. Входы в верхние этажи были по внутренним лестницам, но применялись и наружные крыльца. Над каменными этажами трапезных возвышались деревянные этажи с кельями. Тепло от печей поварни использовалось для обогрева степ верхних этажей. Кухонные запахи вытягивались специальными вентиляционными каналами.

Читать далее...

Псковская архитектура XII в.

Храм имел иартекс, по ширине равный боковым нефам, что сближает его с постройками предшествующего периода. Лестничная башня отсутствует, западная стена толще остальных (2 м против 1,3 м), в ней, очевидно, находилась лестница на хоры. О существовании хор свидетельствует сам тип храма — с нартексом, над которым всегда существовал в русских памятниках второй этаж. Форма столбов, наличие и расположение лопаток остаются пока неизвестными. Исследование памятников XII—XIV вв. приводит к предположению о постоянном использовании приема, когда для разбивки плана здания на земле определялись три одинаковых по ширине «нефа», средний на самом деле образовывал центральный неф будущего храма, а боковые следовали двум вариантам.

Осмотр храмов

Скорее всего, здесь был придел. Трудно допустить чтобы этот храм, судя по его остаткам, очень богатый по композиции, не имел второго придела. Западная часть совершенно искажена, к ней в XVIII веке пристроена неуклюжая каменная колокольня, к которой примыкает еще более новая деревянная лестница. Чтобы судить о былом облике церкви Василия на Горке, нужны исследования, к которым до сих пор никто даже не пытался приступить. Но немыслимо говорить об этом памятнике, обходя вопрос о его первоначальной архитектуре. Поэтому приходится делиться с читателем предварительными неполными и еще не проверенными соображениями.

Пушечный амбар

Пожалуй, наиболее замечательной и поучительной из них было умение подчинять архитектуру практическим нуждам,— создать по возможности наилучшие условия для сохранения здоровья обитателей жилых зданий, удобства для работы в производственных зданиях. Естественно, что при этом мастера не забывали об эстетических потребностях, так как они Знали, что в жизни людей эстетическая сторона играет очень большую роль. Но применявшиеся ими приемы не являлись результатом подчинения архитектуры отвлеченным каноническим идеалам прекрасного, а полностью зависели от практических требований жизни и быта. Жилые дворы строили так, чтобы в них всему было свое специально приспособленное место: для хранения имущества — клети, подклети и «кладильные палаты», при любом, самом страшном пожаре недоступные для огня; под запасы — амбары, сушила, погребицы, ледники и т. д. , в которых для каждого продукта создавались необходимые условия хранения; для сна и постоянного пребывания семьи — поднятые высоко над землей сухие просторные, свободные от ненужных вещей, убранных в клети, деревянные горницы, овеваемые свежим воздухом и освещаемые солнцем, а также летние холодные спальни; для гостей — обширные прохладные палаты со специальными отдушинами для вентиляции, гульбищами, лестницами в погреба, где были вина и лакомства, и с прочими удобствами; для домашнего рукоделия — светлицы с частыми окнами и с гульбищами, на которых сидевшие за работой женщины могли подышать свежим воздухом и погреться на солнце. Основной прием композиции богатого жилого здания — сочетание каменной части, служившей как бы постаментом для жилых хором, и построенного из дерева верха — был определен предпочтением, которое отдавалось деревянному жилищу, то есть требованиями гигиены.

На середине пути от Снятной горы до Пскова

На их месте остались лишь погреба, своды которых уже местами провалились и засыпались Землей. На восточных и юго-восточных окраинах Пскова есть еще старинные храмы: Иоанна богослова с речки Милявицы, даря Константина и матери его Елены в бывшей Царевской слободе, Дмитрия с Поля, деревянный храм Варвары в бывшем Петровском посаде, а на юг от центра — Алексея с Поля. Церковь Иоанна богослова — памятник XVI века, имевший некоторое сходство с церковью Климента на Завеличье, но очень измененный перестройками. Первоначальные своды главной части храма, подкупольные столпы, глава, звонница, притвор, лестница, по которой всходили в этот храм, поднятый на высокое подцерковье, — не дошли до нашего времени, С северной стороны можно видеть боковой вход в четверик, сделанный при постройке здания и украшенный наличником. Вход находился на значительной высоте от земли, и подойти к нему снаружи можно было лишь по галерее или же (что менее вероятно) крыльцу с лестничным исходом. Эти боковые части здания тоже не сохранились.

Псковская архитектура XII в.

Однако остальные проемы от середины заметно расширяются внутрь, что станет типичным в последующем. Особое решение имеет западный фасад, во многом предвосхищающий постройки середины XII в. Внизу окно помещено лишь в нижнем прясле, северное — глухое, здесь проходит внутристенная лестница, из-за которой окно среднего прясла оказалось размещенным очень высоко, в люнете закомары. Верхний пояс окон имитируют ниши в малых закомарах, употребление ниш связано с некоторым воздействием (после Мирожского собора, где ниш нет) новгородских традиций. Если во многих деталях собора видно развитие приемов, знакомых нам по монастырским соборам Новгорода и Пскова, то трехглавие, совпадая количественно с теми же новгородскими предшественниками и будучи этим с ними связанным, по соотношению и размещению глав следует более ранним — Софийскому и Николо-Дво-рищенскому соборам. Группа симметрична, малые главы поставлены рядом с центральной; следуя новгородским соотношениям, они равны по высоте барабану центральной (в то время как в Киеве и Чернигове барабаны малых глав поднимаются только до шелыг сводов рукавов креста).

Читать далее...

Псковская архитектура XII в.

Западный неф несколько увеличен по сравнению с боковыми, центральный подкупольный квадрат оказывается несколько сдвинутым к востоку. Судя по форме северо-восточного столба, здесь восточные столбы имели западные лопатки. Западная стена не утолщена, в ней не могла бы существовать внутристенная лестница. Это могло бы свидетельствовать об отсутствии хор. Однако мы не знаем ни одного храма Новгорода и Пскова вплоть до XV в. , в котором не существовали бы хоры. Поэтому кажется возможным предположение о том, что хоры в Дмитриевской церкви существовали и что на них попадали по лестнице одного из западных угловых помещений, что столь популярное в дальнейшем решение впервые появилось в этом здании.

Читать далее...

Южная стена Детинца

В XIX веке подверглось переделке крыльцо собора. Характерная для XVII века крутая лестница с высокими ступенями была заменена пологой, крыльцо удлинилось, боковые проемы старой нижней площадки были заложены, новая площадка придвинулась вплотную к крепостной стене. В 1894—1895 годах собор, снаружи сверху донизу, а внутри лишь частично, был оштукатурен цементом и отделан отлитыми из цемента лепными наличниками окон и орнаментами. Старательно выравненные линии и плоскости новой штукатурки, претендующие на геометрическую правильность, придали наружным формам собора неприятную сухость.

Читать далее...

Кончанский храм Петра и Павла с Буя

Первоначально события действительно разворачивались по такому сценарию. Из этой палаты гости после пира поднимались по лестнице в стене наверх, в третий этаж. В каком месте проходила эта лестница для гостей — пока неизвестно. В третьем этаже была палата для развлечений.