Не существовало конструктивных или связанных с организацией строительства преград, которые могли бы помешать точному копированию предшествующих построек

Деревянная архитектура Пскова XVI века

Даже в монастырях, возводивших каменные здания, кельи строились из дерева, а располагавшие каменными палатами богатейшие люди посада жили все же не в каменных помещениях, а в бревенчатых рубленых хоромах, возвышавшихся на этих палатах. Деревянными были, в подавляющей части, и подсобные дворовые постройки: ограды, ворота, поварни, ледники, сушила, житницы, амбары, конюшни, хлева, навесы, сенники, бани. Богатые деревянные жилые здания в то время включали до десяти срубов в одном этаже. В нижних этажах были помещения самого разнообразного назначения, вплоть до конюшен. В значительной степени они еще сохраняли ту «многопокровность», о которой мы говорили, характеризуя деревянное зодчество XV века. Город Денег: сайт для поиска инвестора. Как взять заем.

Псковская архитектура XII в.

Отнесенные к тому же очень высоко, они как бы отдаляются и в интенсивности зрительного восприятия. Разница верха и низа появляется здесь впервые, зона пребывания человека оказывается более спокойной и созерцательной (по своей эмоциональной окраске). Главным качеством применения новых соотношений в Рождественском соборе является осознанность извлекаемого из них художественного эффекта. Не существовало конструктивных или связанных с организацией строительства преград, которые могли бы помешать точному копированию предшествующих построек. И если зодчие не пошли по этому пути, то мы должны объяснить их выбор волей новых заказчиков. Некняжеский монастырь с его бытом и культурой, чуткими к духовному, созерцательному, сакральному, определил новые задачи искусства.

Каменные жилые здания XVII века

Первые же каменные жилые здания XVII века были огромными по тем временам. Окна их верхних деревянных помещений достигали высоты крестов, увенчивавших главы больших псковских храмов. Необычайная массивность палат, их высокие суровые стены, обширные деревянные хоромы с гульбищами, возвышавшиеся в четвертом и пятом этажах, каменные ограды дворов, ворота со створами из «досчатого» железа — все это должно было поражать всякого видевшего их тогда. Два нижних каменных этажа таких палат занимали подклети и клети — помещения для хранения товаров и наиболее ценного имущества. Они перекрывались каменными сводами.

Псковские керамические памятные плиты XVI века

Несколько иными были кладбищенские часовни над усыпальницами. Сохранившиеся остатки двух из них свидетельствуют о большом разнообразии этих миниатюрных сооружений. Большую роль в облике церковных и монастырских дворов играли ворота их оград. Некоторые из них строились из камня, украшались росписями и были весьма интересны в художественном отношении.

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Летопись сообщает о ее строительстве в 1462—1463 гг. , по плану она аналогична мелстовской Церкви, это последний пример употребления подобной формы алтаря в Пскове. В своем настоящем виде церковь с возникшими позже, в XVI в. , звонницей, оградой, воротами образует один из лучших ансамблей города, сопоставляющийся с находящимся напротив, через Пскову, Кромом. Она является одним из главных кончанских храмов, отсюда большой масштаб, импозантность форм, но отсюда же и сложность ее жизни.

Храм Василия на Горке

После завершения сделки оформлялась рядница, где указывалось, что торговая операция завершена и ни кредитор, ни его контрагент не имеют претензий друг к другу. Храмы Василия на Горке и Николы на Усохе, как все приходские церкви, были тогда окружены оградами, за которыми размещались кладбища с их зеленью, крестами и часовнями. Из случайного сообщения летописи мы знаем, что в 1473 году вокруг буя Николы на Усохе была построена каменная ограда с каменными воротами, а сам буй «садом яблонями насадили». За оградами монастырей, кроме кладбищ, теснились еще деревянные кельи и хозяйственные строения. Сама улица в старину была, вероятно, застроена небольшими двориками небогатых посадских людей. Лицевая сторона таких дворов занимала обычно от пяти до двадцати метров.

Кончанский храм Петра и Павла с Буя

Коньки новых кровель, без всякого к тому основания, завершены охлупнями, характерными для деревенских северных построек XVIII века. Но не следует спешить уйти от этого памятника. Нужно осмотреть его как можно внимательнее, и тогда он вознаградит осматривающего ясным представлением о первоначальном богатстве его композиции. Монументальность и благородство пропорций его интерьера, красота очертаний ступенчатых сводов свидетельствуют о былых высоких эстетических качествах здания. В декабре 1509 г. псковский наместник Репня-Оболенс-кий поехал в Новгород «жаловатися на пскович, что де его псковичи бесчествовали». Для противодействия наветам наместника посадники стали собирать делегацию челобитчиков, имевших конкретные претензии к Оболенскому.

Каменные храмы

Богородицы на Романовой горке. Четвертая обыденная церковь появилась в Пскове во время эпидемии 1465 г. : «…посадники псковския и вси мужи псковичи с своими отцы священники, с пятьми соборы, священноиноки, священники и диаконы, видяще належащую скорбь и печаль на людех, по благословению отец наших священников совершиша церковь преподобнаго отца нашего Варлама, иже на Хутыне в Великом Новеграде, в един день и освящена бысть, месяца декабря в 8 день…» В Погодинском списке Псковской 1 -й летописи содержится уточнение, что церковь поставили на Званице; ясно, что в данном случае подразумевается Варлаамская церковь на Запсковье. Эпидемия 1487 г. стала причиной возведения сразу двух обыденных церквей: Анастасии Римлянки в Кузнецах и Нерукотворного образа в Козмодемьянском конце. Образскую церковь построили и освятили 26 августа; сообщение о сооружении церкви Анастасии фигурирует в летописи уже под другим сентябрьским годом — 6996-м. Поскольку дальше в летописи идет речь о кончине князя Ярослава, последовавшей 4 октября, уместно предположить, что промежуток времени между строительством двух церквей был минимальным, и церковь Анастасии возникла не позднее сентября 1487 г.

Читать далее...

Архитектура середины XIV — середины XV в.

С точки зрения В. Д. Белецкого, отсюда возникли ошибки в технике строительства и конструкциях храма; нам же кажется просто невозможным само строительство летом 1352 г. Для Довмонтова города XIV в. церковь является наибольшей по размерам, она потребовала бы сил, напряжения, совместной работы многих людей на протяжении по меньшей мере двух-трех месяцев. Ее центральный квадрат равен 3,8 × 3,8 м, в то время как в других храмах он колеблется в пределах 2,4—2,7 м, а они возводились r спокойные и благополучные годы. Е. Болховитинов связывает создание церкви Покрова с приездом в Псков архиепископа Василия, вызванного псковичами для молитвы о небесном покровительстве и защите от чумы. Как пишет летопись под 1352 г. : «. хотя благословити детей своих пскович и поповъ; и обоиде всь град сь кресты и сь весмъ священным съборомъ и съ всемъ крилосом своими и с мощми святых и с пениеми и с молитвами и с слезами, моляшеся господоу Исусоу христоу и причестеи его матери святей госпоже ботородици о заступлении града и о всех людех живущихъ в немг о Христе в вере христанстеи, дабы господь представить многоле-жащоую тогда смерть на людях; тако же я всь народ н люди, моужи и жены от мала и до велика, век воследствоующе со многими слезами звахоу: господи помилоуи». Для самого архиепископа его миссия в Пскове стала актом героического самопожертвования и милосердия: «Архиепископ же Василеи, мало дни тоу побыв, поеха паки изо Пскова здрав, бысть ему на поути на борзе разболеся, мало поболев, преставися на рече на Оуже». В этой ситуации понятно посвящение храма — Покрова Пресвятой Богородицы.