Подобная композиция хор, только уже органически включаемая в оболочку здания, станет практически обязательной в новгородской и псковской архитектуре вплоть до XV

Псковская архитектура XII в.

Все эти обстоятельства приводят к мысли о создании обоих соборов в 1137—1142 гг. Ранняя датировка может быть поддержана и размерами плинфы (длина 34—36 см) обоих храмов, близкими материалу памятников первой четверти XII в. При сравнении между собой соборов псковских монастырей ясно обнаруживается новаторский характер архитектуры Спасо-Преображенского собора, в то время как собор Иоанновского монастыря оказывается зависимым и от него, и от общеновгородской традиции, Даже конкретно — от собора Антониева монастыря. Хронологическая зависимость может быть лишь одной направленности — сначала собор Мирожского монастыря, затем — Иоанновского. Общая картина строительства 1137—1144 гг. вырисовывается следующим образом. К 1138 г. в Пскове уже существовала или строилась каменная церковь Дмитрия, в диаконнике которой был похоронен Всеволод Мстиславич. После смерти князя епископ Нифонт основывает Мирожский монастырь, где по его заказу принадлежавшая прежде Всеволоду и знакомая Нифонту по церкви Успения в Новгороде артель возводит каменный собор; затем основывается Иоанновский монастырь и возводится его собор. немецкий гидротрансформатор акпп тут, в наличии

Архитектура первой половины XIV в.

При этом церковь всегда рассматривалась как здание закомарвого типа, т. е. с фасадами, завершаемыми тремя закомарами,— форма, существующая в настоящее время. Однако вся система сводов церкви, начиная от малых арок от столбов к стенам, их пропорции, очертания, соотношения высот и глубин центральных сводов и арок имеют аналогии лишь в храмах середины XVI—XVII в. Вполне вероятно, что были переложены не только своды, но и столбы, ибо в XIV—XV вв. мы не знаем ни одного храма со свободно стоящими столбами, без устройства во всех углах двуэтажных структур, палаток и хор. Снаружи хорошо видно, что закомары на боковых фасадах не соответствуют лопаткам и даже (на северном) оторваны от них, отделены поясом металлических связей конца XVII в. С большой долей уверенности можно утверждать, что существующие позако-марное завершение фасадов и система повышенных сводов возникли в 1694—1696 гг. Собственно, об этом говорит давно известная надпись на плите внутри храма: «. в лето 7202 и 7203 (т. е. в 1694 и 1965 гг. — А. К. ) устроена вновь, внутрь и около обветшавшие места, и своды верхние, и глава. » Существовало ли позакомарное завершение фасадов изначально? Любой ответ предположителен, но все же некоторые обстоятельства заставляют согласиться с такой гипотезой. План здания, его тип имеют много общего с новгородской архитектурой. Структура и размеры здания аналогичны церкви Благовещения на Городище в Новгороде (по ширине — собору Снетогорского монастыря), планы зданий при наложении практически совпадают.

Псковское вече

По мере бурного роста территории города летом 1465 г. возникла пятая крепостная стена: «…Псковичи здумавши с посажаны и заложиша стену древяную на Полонищи от Великой реки, от Покрова святей Богородицы да до Пскове, а от Пскове, от Гремячеи горы, около всего посада Запсков-ского, да до Леонтиева огорода и до Великой реки; а делаша посажани сами своим и запасом». Из данного летописного фрагмента хорошо видна иерархическая структура городского населения: псковичи, видимо, живущие за стеной 1374/ 1375 г. , внушают посажанам — жителям Полонища и Запсковья — мысль о необходимости сооружения крепостной стены, что те и делают за счет собственных средств. После постройки новой стены пространственное деление города сохранилось: в отличие от окруженного стеной 1374/1375 г. Среднего города Полонище и Запсковье стали именовать городом Окольным (впервые названия Среднего и Окольного города появляются в летописи под 1510 г. , но маловероятно, что они не употреблялись раньше). Но, как предполагал М. Х. Алешковский, социальное положение бывших жителей посада с постройкой новой стены изменилось, и они приобрели статус «псковичей», участвовавших в вечевых собраниях. Кольцо каменных укреплений было для Пскова, как и для всякого средневекового города, символом независимости, а для людей, живших за стенами, знаком их принадлежности к привилегированной части населения.

Архитектура первой половины XIV в.

Удвоенная, она определяет пяты основных сводов и подпружных арок. Хоры в западных угловых ячейках устроены на сводах, ориентированных по оси север—юг. Эти своды опираются на западную стену и арки от столбов к боковым стенам.

Опыт исторического суждения о псковской архитектуре

Высокие круглые столбы с деревянными хорами или без хор он связывает С XV в. —церкви Иоакима и Анны, Василия на Горке. Во внутренней структуре церквей отмечается двухъярусность угловых помещений — северо-западного с лестницей на хоры и палаткой, юго-западного с ризницей наверху, в восточных углах — с помещениями наверху для казны (церкви Варлаамия, Воскресения на Званнице, Успения с Пароменья, Богоявления, Георгия — все датируются XV в. ). Как особенность Пскова отмечается еще устройство бесстол пных церквей (Никольской, Преображенской Надол-бина монастыря, приделов в церкви Николы с Усохн).

Церковь Михаила архангела в Городце

Печерское подворье в XVI—XVII веках, кроме Одигитриевского, украшали еще храмы Петра и Павла и Иоанна предтечи, а также каменные палаты, возведенные над въездными воротами и посреди подворья. Можно было пойти наняться на работу к соседу, посаднику или торговцу, причем права наемного работника («наймита») хорошо защищались законом. Даже если работник не выполнял оговоренный объем работ, он мог публично требовать от государя оплатить ему сделанную работу. Многие нанимались в «кочетники» (рыболовы), но промысловый лов рыбы — занятие профессионалов, требовавшее большой лодки и невода. Необходимо было идти на поклон к государю, брать у него «покруту» — лодку, рыболовные снасти — и работать весь сезон до Филиппова заговенья (14 ноября).

Псковская архитектура XII в.

Общая структура и пропорции плана свидетельствуют о родстве с храмами Новгорода начала XII в. — четырехстолпный. храм с нартексом, равным по ширине малым нефам. Однако стена между нартексом и основным помещением исчезла, будучи заменена столбами (до уровня хор — круглыми). Западная пара центральны:: столбов имеет восьмигранную форму, восточная — Т-образную, что роднит храм с собором Антониева монастыря.

Застенье

Кончанские обычаи, кончан-ские сходки и пиры, с которыми были связаны здания для собраний, то есть гридницы, и особые просторные места для сбора на вече сложились уже задолго до распространения строительства кончанских храмов. Церковный же двор (буй или буевище, как называли его псковичи) не мог быть местом кончанских сходок. Он служил местом погребений и обычно был тесен настолько, что не хватало площади для захоронений. Люди собирались на нем главным образом лишь в дни похорон и поминок по усопшим. В церквах могли происходить молебны, связанные с общественными делами и обрядами, но не собрания, братчины и пиры. Не предназначались кончанские храмы и для хранения в них купеческих товаров. Склады для хранения ценного имущества, принадлежащего концам и отдельным частным лицам, были на Крому.

Псковские живописцы

В первоначальном колорите росписи кирпично-красная «черлень псковская», которой исполнен весь подмалевок, не играла такой роли, какую она получила теперь. Утраты и искажения привели к тому, что роспись теперь не производит на входящего сразу того ошеломляющего воздействия, какое она, несомненно, оказывала в свое время. К ней нужно хорошо присмотреться, понять ее замысел, и, в конце концов, по возможности мысленно «реконструировать», чтобы почувствовать всю ее былую красоту и своеобразие. В Пскове земское самоуправление сохранялось и в самые тяжелые годы Ливонской войны, хотя его функции в основном были сосредоточены в налогово-финансовой сфере. В июле — сентябре 1563 г. после разрушительного пожара 1562 г. городские власти собирали деньги на ремонт городовой кровли и башен, о чем свидетельствуют отписи из архивов вышеупомянутых монастырей.

Читать далее...

Первоначальная архитектура

Но, несмотря на это, необычно тяжелые столпы и умело рассчитанное сужение звонницы кверху и теперь придают ей подчеркнутое выражение мощи. Чтобы яснее представить себе, как все это выглядело в старину, нужно сойти к самому берегу и подходить к памятнику от реки, как бы от бывшего плавучего моста. Очень хорош этот храм издали, в общей панораме реки. Отсюда перейдем берегом Великой к Мирожскому монастырю. По пути можно полюбоваться панорамой города и, может быть, даже попытаться вообразить ее во времена расцвета древнего Пскова. Тогда высоких набережных не было, виды реки были отделены от крепостных стен лишь узкой неровной полоской низкого берега и стены н башни в тихую погоду отражались в реке как в зеркале.

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Все угловые компартименты устроены сложно и неодинаково. Лестница на хоры существовала в северо-западном углу, это обычно, однако здесь этот угловой компартимент разделен на части в верхней зоне, западная занята лестницей, а восточная, с более высоким уровнем пола, — небольшой камерой, глухой с восточной стороны и большим прямоугольным проемом, соединяющим ее с пространством западного рукава креста. В юго-западной ячейке был вверху устроен придел с узким окном в западной стене и нишами в восточной и боковых стенах.

Читать далее...