Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Развитие архитектуры с 1460-х годов по 1510 г., в последний период псковской самостоятельности, продолжалось весьма интенсивно. Оборонительная система Пскова к этому времени в основном уже сложилась, хотя работы по поддержанию и укреплению стен постоянно продолжались, иногда они были связаны с восстановлением рухнувших участков, особенно над реками. Незащищенность разросшегося посада на Полоните и Запсковья сделалась ощутимой и привела к работам по созданию последнего, внешнего кольца оборонительных стен (с южной, напольной стороны — пятого). В 1460-е годы ставится деревянная стена, которая на Запсковье заменяется каменной через 20 лет, а затем вплоть до середины XVI в. ставятся стены у Полонища и башни по всей линии стен, в том числе решетки и башни при пересечении в двух местах Псковы.

В XV в. увеличилось число укрепленных пригородов Пскова, вслед за Изборском и Порховом появились Опочка (1414), Выбор и Гдов (1431), Кобыла и Володимерец (1462). Размах крепостного строительства был связан и с появлением огнестрельного оружия, артиллерии, требовавшей утолщения стен, изменения форм бойниц, зубцов, устройства дополнительных складов и погребов.

Не менее интенсивным, а по своему характеру новаторским и творческим было развитие церковной архитектуры. С этим периодом связаны лучшие памятники псковского искусства, кристаллизация концепции, давшей основание подъему зодчества XVI в., которому не помешало присоединение к Москве в 1510 г.

Весь период можно разделить на три этапа. За 1461—1471 гг., когда возникло не менее 10 каменных церквей, последовало затишье. Псковичей, прославившихся на Руси строительным мастерством, великий князь Иван III вызвал для работы в Москве, где они оставались до 1489 г. За этот период летопись лишь однажды, в 1483—1484 гг., сообщила о возведении четырех храмов в Пскове. Затем, в 1490-е годы, летопись информирует о постройке четырех Церквей, три из которых сохранились. К этому же времени или к самому началу XVI в. можно отнести еще пять церквей, не имеющих летописной даты, но могущих по своим формам быть отнесенными к данной группе. Общее число церквей достигает 16, а еще недавно их было не больше 10. Кропотливое изучение материала позволило В. В. Седову передатировать ряд памятников и ввести их в линию общей художественной эволюции.

Первая же постройка, церковь Успения в Мелетове (1461—1462), является памятником огромного значения в истории псковской архитектуры, к тому же она хорошо сохранилась и реставрирована. Надпись на портале сообщает нам, что заказчиками ее выступали знатные псковичи, в том числе упоминаемый и в летописи в год начала строительства посадник Яков Иванович Кротов. Как обычно в Пскове, это связано не с какой-то особой престижностью заказа, а с осуществлением общественного решения руководителями городской администрации.

По размерам церковь невелика, но все же не принадлежит к самым маленьким, она больше аналогичных ей по плану церквий № 1, 2, 4 Довмонтова города. Внутренние размеры ее почти квадратного помещения 8,6 × 8,5 м. Если разделить эту ширину на три, мы получим 2,87 м, сторона подкупольного квадрата реально равна 3—3,1 м. Столбы как бы отодвинуты от центра на 10 см. Не совсем обычна разбивка восточной части, восточные простенки вимы от межалтарных проходов до заплечиков апсиды увеличены, восточный рукав оказывается на полметра длиннее западного. Разница невелика, во ее как бы и совсем нет, ибо она возникает из-за излома обычно единой линии заплечиков и конхи апсиды. Уступ конхи определяется наружной границей восточной стены; если измерять длину восточного рукава креста до него, то этот рукав получается равным западному. Однако вертикальные заплечики апсиды вынесены к востоку, не совпадают с линией конхи. Это соотношение часто встречается в новгородских и псковских памятниках XIV—XV вв.

Жертвенник имеет прямоугольную нишу в северной стене, что традиционно начиная с XIV в. Ниши в восточных стенах боковых алтарей превращены в суживающиеся амбразуры, заканчивающиеся узкими щелями-проемами. Они подобны окнам в алтарях однотипных храмов Довмонтова города, однако там проем не имел разделения, он образовывался ровным движением сужающихся стен.

В центральной апсиде мы встречаем три симметрично расположенных окна, под центральным устроена небольшая ниша, проемы окон начинаются невысоко — на высоте около 2 м — и имеют щелевидную, сужающуюся вверх форму. Такую же форму имеют большие по размерам окна главы. Остальные окна имеют щелевидную форму с параллельными сторонами, лишь пары окон в средних пряслах боковых фасадов сделаны немного шире и имеют арочные завершения.

Уровень хор равен 4 м; удвоенный, он определяет пяты сводов рукавов креста. Все угловые компартименты устроены сложно и неодинаково.

Лестница на хоры существовала в северо-западном углу, это обычно, однако здесь этот угловой компартимент разделен на части в верхней зоне, западная занята лестницей, а восточная, с более высоким уровнем пола, — небольшой камерой, глухой с восточной стороны и большим прямоугольным проемом, соединяющим ее с пространством западного рукава креста. В юго-западной ячейке был вверху устроен придел с узким окном в западной стене и нишами в восточной и боковых стенах. Как и в XIV в., своды вверху ориентированы по оси запад—восток, а внизу — по оси север—юг. Арки, выходящие внизу в западный рукав креста, одинаковы по высоте и равны порталу; арки, выходящие в боковые рукава креста, различны, северная поднята из-за более высокого расположения камеры второго яруса.

Отрывок из книги Комеч А.И. - Каменная летопись Пскова XII - начала XVI в.