Большие изменения произошли во второй половине века на Крому. Псковское вече, накрепко взявшее в свои руки верховную власть в Псковской земле, сделало Детинец центром вечевого управления, местом вершения важнейших государственных дел и связанных с ними обрядов. Вблизи Троицкого собора помещались сени, где заседал псковский правительственный совет, были канцелярия и архив веча, велось летописание, хранились государственная казна, печати, грамоты, государственные договоры и копии частных документов. В соборе совершались посажения на княжество псковских князей. На обширном пространстве в глубине Детинца, за собором, в многочисленных клетях, амбарах и житницах хранились запасы продовольствия, имущество, товары, все наиболее ценное, что опасно было держать па посаде. Псковичи теперь особенно строго охраняли Детинец. Его деревянную ограду заменили высокой каменной стеной. Это было первое каменное крепостное сооружение в Пскове. В помощь страже в Детинце стали держать злых собак, «кромских псов». Кража в Детинце отныне каралась смертной казнью. Двор псковского князя, княжеская «судница» и «поле», где происходили судебные поединки, были перенесены, возможно уже в XII веке, из Детинца в примыкающую к нему часть старого посада, позднее получившую название Довмонтова города. Прославленный псковский князь Довмонт-Тимофей обнес эту часть города каменными стенами, сомкнувшимися с укреплениями Крома, и украсил ее храмами. В 1268 году он построил там церковь Тимофея Газского, в 1269 году — Георгия, в 1272 году — Федора Стратилата и там же основал девичий монастырь во имя Рождества богородицы с каменным храмом. Эти постройки не дошли до нас. Между тем, может быть, именно в их строительстве впервые выступили самостоятельно на поприще каменного церковного зодчества псковские мастера. Вероятно, уже в XIII веке в Довмон-товом городе была построена купеческая корпоративная церковь во имя святой Софии. К концу века где-то близ Пскова появилась церковь Петра и Павла. Недалеко от нее в 1299 году Довмонт разбил рать немцев. Около 1276 года на Запсковье, против рыбного торга, на берегу Псковы немецкие купцы основали свой торговый двор. Река Пскова близ Рыбников и «немецкого берега» стала одним из наиболее оживленных мест Пскова.
Псков и его архитектура в XIV веке. В первой половине XIV века псковичи сделали многое для благоустройства своего города и совершенствования его укреплений. Из крайне неполных сообщений летописи мы знаем, что они в 1308 году замостили деревом Торговище, а в следующем году огородили «с приступа», то есть с южной стороны, каменной стеной часть посада, примыкавшую к Довмонтову городу. Стена 1309 года прошла по северному краю Усохи, а оттуда ко Пскове, по удобному для обороны естественному рубежу. По берегам рек Псковы и Великой тогда были оставлены еще старые земляные валы с тыном, но через некоторое время и их заменили каменными стенами. В 1401 и 1404 годах к этим стенам уже делали прикладки и надкладывали их в вышину. В 1337 году псковичи перестроили переднюю стену Детинца и сделали помост через город к воротам Крома и Троицкому собору.
* * *
В начале XV в. внешний облик даже таких древних частей города, как Кремль, существенно отличался от сегодняшнего. По мере роста города изменялось его административное деление. Кром находился в совместном владении церкви и Господина Пскова; в северной части Кремля находились клети – государственные хранилища оружия и продовольствия. В южной части Кремля, помимо Троицкого собора, располагалась вечевая площадь, вмещавшая несколько сот человек. С юга к Крому примыкал Довмонтов город. К началу XV в. он утратил оборонительное значение и был своеобразным церковным центром Псковского государства. Здесь на небольшой территории располагались 10 церквей и соборс-кая изба, где «священником и дьяконом копитца». В междуречье Великой и Псковы в пределах стены 1374 / 1375 г., проходившей по трассе современной нам улицы Пушкина, располагалась основная городская территория. Здесь стоял и дворы псковских посадников и других горожан, организованные в особые территориальные структуры — концы. Территории четырех концов были вытянуты в радиальном направлении вдоль средневековых улиц. Административными центрами концов были церкви. В церковных приделах располагались кончанские архивы, казна, трапезные, где по праздничным дням устраивались совместные пиршества — «братщины». Между берегом реки Великой и Великой улицей (ныне совпадает с ул. Советской) находилась территория Опоцкого конца с центром в церкви Никрл ы со Усохи. К Опокам примыкал Городецкий конец с церковью Михаила и Гавриила Архангелов с Городца. Следом шел Остролавицкий конец, где стояла церковь Георгия на Болоте в Острой лавице, а вдоль реки Псковы тянулся Боловинский конец с центром в церкви Петра и Павла с Буя. Таким образом, четыре городских района в 1374/1375 г. были защищены крепостными стенами, а вне основной городской территории находился псковский посад.
По мере бурного роста территории города летом 1465 г. возникла пятая крепостная стена: «…Псковичи здумавши с посажаны и заложиша стену древяную на Полонищи от Великой реки, от Покрова святей Богородицы да до Пскове, а от Пскове, от Гремячеи горы, около всего посада Запсков-ского, да до Леонтиева огорода и до Великой реки; а делаша посажани сами своим и запасом». Из данного летописного фрагмента хорошо видна иерархическая структура городского населения: псковичи, видимо, живущие за стеной 1374/ 1375 г., внушают посажанам — жителям Полонища и Запсковья — мысль о необходимости сооружения крепостной стены, что те и делают за счет собственных средств.
После постройки новой стены пространственное деление города сохранилось: в отличие от окруженного стеной 1374/1375 г. Среднего города Полонище и Запсковье стали именовать городом Окольным (впервые названия Среднего и Окольного города появляются в летописи под 1510 г., но маловероятно, что они не употреблялись раньше). Но, как предполагал М.Х. Алешковский, социальное положение бывших жителей посада с постройкой новой стены изменилось, и они приобрели статус «псковичей», участвовавших в вечевых собраниях. Кольцо каменных укреплений было для Пскова, как и для всякого средневекового города, символом независимости, а для людей, живших за стенами, знаком их принадлежности к привилегированной части населения. В Окольном городе возникали новые концы; на территории Полонища в XVI в. упоминается Полонисский конец. На Запсковье в 1480-е годы упоминаются еще два конца — Богоявленский с центром в церкви Богоявления с Запсковья и Козьмодемьянский с центром в церкви Козьмы и Демьяна с Примостья. В XV в. рос посад и на Завеличье.
Профессиональный фотограф Дмитрий Мухин
Стенды и таблички информационные