Посадники и иных много бояр участвовали в переговорах с Ливонским орденом в Кирьипиге и Изборске

Церковь Одигитрии

С обострением отношений с Ливонским орденом в 1463 г. Псковичи «поставиша вече», чтобы назначить воевод. 26 марта 1463 г. «посольство свое правил перед псковичами на вичи» псковский посол из Москвы, объявивший о назначении на княжеский стол Ивана Александровича Звенигородского. 5 марта 1464 г. «правиша посольство перед всеми псковичи на вечи» посадники, ездившие в Москву с челобитьем об учреждении в Пскове отдельной епархии48. Крупнейшая псковская церковная постройка самого конца XVII века — Троицкий собор — выполнена по присланному из Москвы чертежу, который определил если не весь облик собора, то, по крайней мере, общую композицию и некоторые детали. Собор построен из крупной тесаной белой плиты.

По памятникам города

Все эти земли продаются смердами «в одерень», то есть в полную собственность, с ведома старосты Родиона и всего погоста. Статус покупателей земли в Лисьях не определен: это могли быть представители верхушки сельских жителей, мелкие вотчинники, аналогичные псковским земцам, или даже, как предположила Л. М. Марасинова, посадники. В любом случае община-погост в Лисьях навсегда утратила контроль над проданной землей в результате акта продажи, в котором участвовали смерды. Непременным условием сделки должно было быть право распоряжения своей землей, принадлежащее не общине в целом, а отдельным домохозяйствам смердов, представленным их главами — Яковом, Ермолой и Родионом.

Памятники последних лет XVII века

«Брань о смердах» «Брань о смердах» — один из наиболее полно изученных эпизодов в истории средневекового Пскова. В первой и второй Псковских летописях ход событий 1483—1486 гг. представлен следующим образом30. 6 мая 1483 г. псковичи «посекли» дворы шести посадников и их сторонников. В следующем, 1484 г. посадники во главе с Гавриилом, составив «новую грамоту», перераспределили повинности между Псковом и «всей землей», включавшей какпсковские засады, так и земли пригородов. В результате повинности сельского населения, которое летописец называл «смердами», сократились. Начавшейся внутриполитической борьбой в Пскове воспользовался Иван III, решительно вставший на сторону крестьян.

Читать далее...

Укрепления Пскова

Собственно псковскими боярами впервые названы послы в сообщении Псковской 2-й летописи о заключении вечного мира с Новгородом в 1397 г. : «Того же лета послаша псковичи князя Григориа, и посадника Сысоя, и Романа посадника, и иных бояр в Новгород…». Любопытно, что в 1-й летописи термин «бояре» заменены определением «дружина» («посадников и дружину их»)35. Погибшие псковские бояре упоминаются в сообщении о битве с немцами на Логозовичском поле 18 августа 1407 г. Посадники и «иных много бояр» участвовали в переговорах с Ливонским орденом в Кирьипиге и Изборске 20 июля 1410 г. Бояре Ларион, Аким, Юрий В инков и «иные бояре» входили в состав псковского посольства в Новгород в 1417,г. Наконец, «боляр много» участвовало в псковском посольстве к Витовту во время войны с Литвой 25 августа 1426 г. Как видим, бояре упоминаются вслед за посадниками в перечне членов посольств и участников сражений. Псковские мужи названы боярами в силу их нахождения на государственной службе. В летописях в конце XIV — первой четверти XV в. термин «боярин» понимается отнюдь не как сословие или титул; под «боярином» скорее подразумевается наивысший чин.

Читать далее...

Старинная штукатурка

Во время провозглашения многолетия и благословения великому князю прозвучали слова о взятии Пскова подобно неприятельской крепости, что вызвало замешательство у находившихся в церкви псковичей. Они расценивали свое решение как добровольное, а не принудительное. «В неделю», то есть в воскресенье, 27 января по приказу великого князя на наместничьем дворе собрались посадники, бояре, купцы и житьи люди. Воевода Петр Васильевич Великий по списку вызывал бояр и купцов в гридню, где они были арестованы.

Традиции псковского ремесла

Так, в посланиях Ивану III1477 г. и польскому королю Казимиру 1480 г. интитуляция включает в себя перечень государственных должностей и социальных статусов псковичей, от имени которых составлялись акты: «…посадники псковские, и степенные, и старые посадники, и сынове посадничьи, и бояре, и купцы, и житьи люди, весь Псков…». Договорная грамота Пскова с Ливонским орденом 1503 г. перечисляет состав псковского посольства, в которое входили двое посадников, пятеро бояр, трое купеческих старост и городской писец. В отличие от этого акта в договоре 1509 г. под «боярами» понимаются исключительно выборные или назначенные должностные лица: «…послы псковские посадники Михайло Юрьевич Ледов, Александр Степанович Киверников, Григорей Яковлевич Котлов, да бояре псковские Иван Харитонович Пученкин староста купецкий, и владычнь наместник Василей Игнатьевич Галкин, Алексей Михайлович старой дияк городцкой и Яков Ермолин староста гостевной и городской дияк Захарья». Вернемся к летописным упоминаниям бояр в последней четверти XV в. В Псковской 3-й летописи содержится сообщение об отправке к Ивану III посольства, состоявшего из четырех человек: «2 посадника, Коузмоу Тилкина да Гаврила Картачева, а с ними 2 боярина, Опимаха Гладкого да Андрея Иванова сына попова рождьякона».

Читать далее...

Кончанские церкви

В XV в. Орден считал постройку этой крепости территориальным захватом, и во время войны 1480 г. Вышгород был захвачен немцами и разрушен. Система управления пригородами окончательно сформировалась во второй половине XV в. Краткое сообщение Псковской 3-й летописи относит важное событие в истории пригородов к весне 1468 г. : «…всь Псков поделиша по два пригорода на вси конци, коемоуже концю к старым пригородом новья жеребьем делили…* До 1468 г. концы Пскова осуществляли управление «старыми», существовавшими издавна пригородами, число которых не указано. По всей видимости, цитированное сообщение нужно увязывать с расширением полномочий великокняжеских наместников при вокняжении Федора Юрьевича в 1467 г. : «…а посадники псковски и Псков емоу на всих 12 пригородах дашя наместников держяти и соудове соудити его наместником на которых ни боуди, и из веков княжий наместники не бывали, колко ни есть княжеи бывало во Пскове на столоу, а наместники княжий были толко на 7 пригородах псковскых»7. Из летописного сообщения следует, что князь получил право держать своих наместников на всех 12 псковских пригородах вместо прежних 7. Роль кончанских, сотских и уличанских организаций, объединявших жителей концов, сотен и улиц города, к этому времени стала весьма важной.

Читать далее...

Архитектурные приемы

– Дар. – Псковские бояре и посадники. – Вече. Князь и государь: магия власти Государственность Древнего Пскова в XIV—XV столетиях приобрела черты, роднившие его как с Новгородской вечевой республикой, так и с княжествами Северо-Восточной Руси. Исследования государственного строя средневекового Пскова внесли весомый вклад в становление современной исторической науки.

Читать далее...

Кончанский храм Петра и Павла с Буя

В летописном рассказе о переговорах Долматова с Псковом не упоминается проблема посадничества: по всей видимости, власть посадников трактовалась в ходе переговоров как атрибут веча. Большая часть посадников в январе 1510 г. находилась под арестом в Новгороде, и они уже не принимались в расчет как политическая сила. Об этом свидетельствует письмо переводчика из Дерпта Ханса фон Радена, прибывшего в Псков 19 января: «И великий князь держит большинство псковских посадников в тяжелом заточении в Новгороде»10. Решающее событие произошло на вече 13 января, когда посадники объявили дьяку Долматову решение Господина Пскова: в соответствии с ранее заключенными договорами с великим государем Псков под его властью будет по-прежнему «жить по старине в добровольи». Таким образом, судьба Пскова и его вечевого колокола находилась всецело в руках Василия III. Поднимемся в палатки, расположенные наверху, в северо-западном и юго-западном углах, и соединенные деревянными хорами. Для этого придется воспользоваться новым лестничным ходом, пробитым в западной стене четверика, так как прежний ход на хоры давно уже не существует.