Особенно показательно наиболее позднее из известных науке употребление термина смерды, относящееся к XIV веку

Псков в XVIII—XX веках

Особенно показательно наиболее позднее из известных ё науке употребление термина «смерды», относящееся к 40-+ 60-м годам XIV в. , звучащее в переводе так: «Поклон от Кирика Онцифору. Ты даешь распоряжение о рыбах. Смерды же не платят мне без разверстки, а ты не послал человека с грамотой. А что касается твоего старого недобора, пришли жеребьи». Грамота представляет собой отписку приказчика (Кирика), объясняющего своему господину (Онцифору) причины невыплаты смердами оброка.

Читать далее...

купить насос дозатор

Холм бывшего Городца

Понятно, что сами эти храмы, кажущиеся теперь такими скромными по величине, выглядели крупными, а некоторые огромными сооружениями. Город казался необыкновенно обширным и богатым. Смерды Изучение истории сельского населения Псковской земг-ли в XIII—XV вв. сопряжено с источниковедческими и терминологическими трудностями. Источниковая база по аграрной истории чрезвычайно скудна: это 45 актов XIII— XV вв. , Псковская судная грамота и летописные сообщения XV в. Реконструкция структуры сельского населения на основании этих материалов может носить лишь гипотетический характер, тем более что сведения источников часто противоречивы.

Читать далее...

Памятники творчества псковских каменщиков

Придя к выводу о недостоверности некоторых летописных характеристик, мы отказались от характеристики смердов как реликта эпохи Киевской Руси (государственных рабов), а избрников — как прототипа крепостного крестьянства. Всякая терминология статична, и термины «смерды» и «изорники» отражали лишь немногие характерные черты тех или иных категорий сельского населения. И на земле, и перед судом свободные жители Пскова или погостов ощущали себя либо псковити-нами, либо волощанами. К концу XVIII века церковь Николы еще более «заросла» землей.

Троицкий собор

Псковичи на земле и перед судом: структура и положение населения в XIV-XV вв. Землевладение. – Смерды. – «Брань о смердах». – Псковская судная грамота как памятник права. – Судоустройство и судебный процесс.

Читать далее...

Четырехстолпные храмы

Однако община в средневековой Руси вовсе не была коммуной, основанной на уравнительных принципах. Это была, в первую очередь, организация территориальная, объединявшая дворовладельцев одной улицы или сотни в городе, одной губы или засады в сельской местности. Ни о каком равенстве в общине и речи быть не могло: «суседи», конечно, могли оказывать посильную помощь при постройке дома или уборке урожая в страду, но селяне-смерды или горожане-псковитины сильно отличались по своей «прожиточности». В условиях экстремального существования человека не страшила несвобода. Разница между волей и несвободой ощущалась не столь остро, как сейчас. Человек легко расставался со свободой, коль скоро она переставала его кормить, и становился холопом или поряжался в крестьяне.

Читать далее...

Южная стена Детинца

Старательно выравненные линии и плоскости новой штукатурки, претендующие на геометрическую правильность, придали наружным формам собора неприятную сухость. Новая орнаментация, выполненная по рисункам архитектора Ф. П. Нестурха в ложном «византийском» духе, изменила характер наружной обработки и внесла в декор, и без того не совсем выдержанный, еще больший разнобой. А. Л. Хорошкевич считает, что смерды не упомянуты в Судной грамоте потому, что «не принадлежали городскому суду, а только суду князя, подобно другим категориям холопов», только, в отличие от княжеской челяди, смерды «не подлежали вывозу из городской округи». «Статус смердов, — пишет А. Л. Хорошкевич, — находившихся в коллективной зависимости от псковского наместника, ставленника великого князя всея Руси, позволял последнему считать себя единственной высшей судебной инстанцией по отношению к этой категории зависимого сельского населения».

По памятникам города

Купчая на землю была официально утверждена прикреплением свинцовой буллы. По ее описанию («печать свинчатая псковская глазу-ха») В. Л. Янин датировал грамоту 1425—1469 гг. Купчая на «смердью землю» в Лисьях детально исследована Ю. Г. Алексеевым. Согласно его мнению, продавцом земли была не вся погостская община, а только Яков, Ермола и Родион. Сельские смерды владели смердьей землей и водой (рыболовными участками), которые в общей сложности составляли 12 с половиной «мест», или жребиев в общинных угодьях. Кроме того, в распоряжении смердов находились собственные «прикупки», которые, по мнению Ю. Г. Алексеева, появились в результате частных сделок.