Что подкупольные арки, возвышавшиеся над сводами, были выражены снаружи в виде постамента под барабаном

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Подобное соединение круглых и кубических форм, опоры и массы вызвало, как мы уже видели, восхищение И. Э. Грабаря, тонко охарактеризовавшего его выразительность. Сила движения криволинейных поверхностей преодолевает раздельность пространственных зон как по вертикали, так и по горизонтали, все пространство становится объединенным крестообразным сводчатым ступенчатым балдахином. Подчиняясь центризму системы, строго по оси расположены окна в боковых рукавах креста, которые снаружи из-за этого оказываются смещенными с середины прясел. Несколько особо пока еще построена восточная часть, где арки еще недостаточно широки и высоки, чтобы активно «развеществить» массу. Здесь еще сохраняется впечатление застывшей, пассивной стены, прорезанной отдельными проемами, еще не преображенной в столб, не проникнутой движением в вертикальном направлении. Есть здесь и известная масштабная разнородность, разобщенность-В общей атмосфере памятника восточные углы сохраняют ремесленную стихийность, непредсказуемую и таинственную вещность более ранних построек, начинающую уже преобразовываться ощутимым активным ритмом в остальных участках каменной структура Сейчас в интерьере нет росписей, очень чисто и ясно воспринимается сама каменная масса, ее поверхности, ритм, структура,— (что вызывало восхищение П. П. Покрыщкина. И. Э. Грабаря, Ф. Окулича-Казарина, Н. Н. Воронина, П. Н. Максимова.

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Фасады завершались не очень крутыми фронтонами восьмискатной кровли, Все фасады достаточно симметричны, даже на боковых западные и восточные прясла почти равны между собой, и никаких особенных сдвигов внешней и внутренней структур не наблюдается. Арки средних закомар, возможно, как и в церкви Георгия, прерывались арочками малого радиуса. Апсида украшена тремя обычными поясками, которые из-за отсутствия валиковых разводов несколько опущены вниз и чуть отдалены друг от друга. В барабане шесть окон, он завершается поясками и тройными арочками с гладкой поверхностью над ними, в XVII в. выше положены два ряда изразцов. Особенности архитектуры церкви имели уже две попытки специального объяснения.

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

В верхних частях, как всегда, в кладке использованы голосники. Формы отличаются четкостью и уверенностью, свойственными псковскому искусству лишь с 1490-х годов. Арки верхнего яруса, правда, еще не столь широки, чтобы ликвидировать ощущение стен, спокойная пассивность последних может быть свидетельством понимания формы, не выходящего за рубеж столетий. Правда, подобное соотношение — обширный массив стены и робкие прорезанные в нем арки — может быть результатом опять-таки соотношения размеров, очень малых — всей церкви и крупных — столбов. Ведь арки трех углов практически прорезают всю ширину внутренних стен, поэтому поверхности, кажущиеся стеновыми, на самом деле равны толщине столбов, т. е, физически являются столбами. В углах храма это отчетливо видно, хотя в центральном пространстве эти столбы не проявляются, воспринимаются как стены.

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Общая группировка, ритмы, декорация — все исполнено классической выверенности и устойчивости. Сложный и безупречно уравновешенный по своим чистым формам памятник свидетельствует о сложении замечательной школы псковских зодчих. Троицкая церковь — произведение последнего этапа жизни школы, в формах уже есть некоторая излишняя симметричность, одинаковость. Кое в чем видны следы московского влияния, из-за них, вероятно, классическая для Пскова форма тройной арки — две широкие полуарки с очень маленькой завершающей аркой — начинает напоминать московские килевидные закомары. Но это пока детали, целое гармонично и преемственно по отношению к собственной традиции. Прозрачен и ясен интерьер Троицкой церкви.

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Композиция Благовещенского собора принадлежит более артистически развитому зодчеству, но несомненно, что поэтическое очарование мелетовской церкви имеет и свои преимущества. Однако обратим еще раз внимание на четкость, твердость расчленения форм Благовещенского собора, на двухъярусные арки западных углов (такое устройство хор, угловые части на сводах, центр на деревянном настиле,— тоже псковские, хотя нижние своды ориентированы здесь иначе, по оси восток—запад). Подобное отношение к архитектурной форме не прошло бесследно для псковичей, как и масштаб кремлевского строительства. С этой точки зрения интересно оценить размеры и композицию плана Благовещенского собора.

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Напомним, что там делилась на три общая, внешняя ширина здания, в Кобыльем — внутренняя ширина наоса. Поэтому, при столь же малых размерах среднего нефа общее пространство увеличено и в храме достигнуто ощущение большого пространства и масштаба. Как уже было указано, чтобы избежать суженности центра и монотонности ритма, столбы несколько раздвинуты, из-за этого центральная апсида оказалась уже вимы, стены вимы к востоку сужаются, в том числе и в верхней зоне. Зодчие четко осознавали соотношения и сделали западный рукав креста зеркальным, сужа-юшимся к западу до размера арки апсиды. Обычного сдвига столбов к востоку не существует.

Псковская архитектура XII в.

Центральные подпружные арки имеют полуциркульные очертания, им следуют своды рукавов креста. Из-за этого рождается ощущение, которое было свойственно новгородским памятникам (в отличие от киевских),— что малые арки имеют общие пяти с центральными сводами и поэтому как бы врезаются в них. Конечно, на самом деле своды начинаются над малыми арками и, будучи ограниченными в своем подъеме движением концентричных с ними подпружных арок, принимают пониженные очертания. Подобные, традиционные для новгородской архитектуры приемы, порожденные техническими приемами кладки сводов (когда подпружные арки используются как кружала для досок опалубки), говорят о преобладании ремесла над артистизмом в зрительном построении формы. Тот же оттенок более грубого и примитивного — в неодинаковой глубине предалтарных сводов, неправильности и случайности их очертаний. Есть еще одна необычная композиция в соборе. Коробовый свод над вимой, следует, как обычно, за линиями восточной подпружной арки, но точно такое же соотнесение с малыми арками сводов над вимами жертвенника и диаконника — явление необычное, ибо по канону эти своды должны располагаться значительно выше, над аркой.