Рукава креста четко очерчены выступами лопаток, западный подчеркнут и обходящими его п-образными хорами

Архитектура первой половины XIV в.

В западных углах располагаются лестница на хоры (с севера) и придел (с юга), в Никольском соборе — Спаю-Преображенский придел, который столь памятно освящался в 1350 г. Эти крошечные палатки устроены просто и функционально — либо как надежные хранилища, либо как сокровенные молельни. Двухъярусное устройство углов чрезвычайно важно с конструктивной точки зрения, ибо переброшенные от столбов к стенам дополнительные арки повышают жесткость и прочность основных опор. В Никольском соборе конструкция угловых зон еще никак не выражена, они спрятаны за спокойным движением стенных поверхностей в рукавах креста. Псковской культуре чужды горделивый масштаб, мощная уверенность, властность; очень характерны в этом плане интонации псковских летописей при рассказе о бедствиях, при которых псковичи могли рассчитывать только на свои, не всегда достаточные силы и на благосклонность, заступничество небесных покровителей в ответ на смирение и кроткие молитвы.

Архитектура первой половины XIV в.

Это впечатление еще более увеличивается в объемной структуре здания. Здесь существует основная соразмерность, определенная цитатным использованием образца,— подпруж-ные арки опираются на консоли, высоты заложения шиферных плит в пятах подпружных арок в обоих памятниках абсолютно одинаковы. Но это равенство скорее усиливает различия, отмеченные нами уже в плане зданий. Рукава креста при одинаковой (до сводов) общей высоте заметно уже, движение пространства в них вертикальнее и как-то неустойчивее, центральный купольный балдахин не обладает прежним мощным воздействием. Рукава креста имеют точно такие же габариты, как и подкупольный компартимент, возникает чувство некоторой самостоятельности, соседства пространственных зон, их слагаемости,— вместо непререкаемой грандиозности, дельности интерьера Спасо-Преображенского собора; в рукавах креста невольно ощущается некоторая их отделенность. Явная одинаковость деления восточной части здания: восточная стена северного рукава креста, проем апсиды, восточная стена Южного рукава креста — делает незаметной даже увеличенную глубину восточного рукава, а подковообразность последнего обособляет его даже еще сильнее, чем боковые рукава. В мирожском соборе решающая роль в организации внутреннего пространства принадлежала центральным аркам и сводам, имевшим Увеличенную против обычного высоту.

Читать далее...

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Восточные столбы, обычно перемещаемые к востоку на половину толщины стены, здесь даже перемещены немного далее — на 0,7—0,8 м вместо 0,5 м. Поэтому длина подкупольного компартимента достигает 3,5 м. Западный н восточный рукава имеют одну глубину. Лопатки боковых фасадов сдвинуты немного к центру, восточные прясла не выглядят затесненными, особенно на северном фасаде.

Псковская архитектура XII в.

В результате храм, почти точно равный по общей ширине и ширине главы Николо-Дворищенскому собору, выглядит более пространственным и при этом сохраняет определяющее значение центра. Основная выразительность всей композиции связана с доминирующей ролью сводчатого перекрытия. Последнее находится здесь значительно ниже, ближе к вошедшему в храм, чем в памятниках Новгорода,— отношение высоты рукава креста к его ширине примерно 2 : 1, а не около 3,5 : 1, размеры форм перекрытия зрительно специально увеличены. Здесь наиболее полно для новгородско-псковской архитектуры XII в. воплотился византийский идеал храма с широким свободным, осененным куполом пространством.

Читать далее...

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Лестница на хоры существовала в северо-западном углу, это обычно, однако здесь этот угловой компартимент разделен на части в верхней зоне, западная занята лестницей, а восточная, с более высоким уровнем пола, — небольшой камерой, глухой с восточной стороны и большим прямоугольным проемом, соединяющим ее с пространством западного рукава креста. В юго-западной ячейке был вверху устроен придел с узким окном в западной стене и нишами в восточной и боковых стенах. Как и в XIV в. , своды вверху ориентированы по оси запад—восток, а внизу — по оси север—юг. Арки, выходящие внизу в западный рукав креста, одинаковы по высоте и равны порталу; арки, выходящие в боковые рукава креста, различны, северная поднята из-за более высокого расположения камеры второго яруса. В восточных углах, над диаконником и жертвенником, поднимаются на высоту 4 м очень узкие и глухие пространства, почти до высоты западных ячеек, около 6,5 м от пола храма. Вероятно, что в них на плоских перекрытиях существовали своеобразные тайники, в верхнем пространстве диаконника есть и углубления, создающие уступ для опоры перекрытия. Рукава креста в уровне хор обрисованы по преимуществу глухими поверхностями стен.

Читать далее...

Псковская архитектура XII в.

Над западными углами были надстроены замкнутые камеры, через арочные проемы бывших окон, превращенных в двери, соединившиеся с западным рукавом креста; здесь они сообщались узким деревянным настилом вдоль западной стены. На стенах западного рукава от уровня настила поднимается пояс фресковой росписи, имитирующей полилитию, что служит тоже явным доказательством существования хор к моменту росписи храма. Это первый пример подобного устройства хор. Любопытно, что рождение нового варианта, как и в соборе Антониева монастыря, связано с поэтапностью строительства.

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Употребление этого же размера в высотном построении дополнительно свидетельствует о его реальном применении — высота апсиды равна двум модулям, высота до сводов — трем модулям, т. е. общей ширине. Соотношения обычны, но сдвинутость стен внутрь зон разбивки, сокращенность здания по ширине делают Пропорции резко индивидуальными, вертикальными, вытянутыми. Внутри все углы храма раскрыты арками в двух ярусах, кроме глухой западной поверхности южного рукава креста, где, как обычно, Устроена палатка на хорах. Но церковь так мала, столбы и стены так тонки, что здесь не создается ощущения стенной поверхности. Угловые компартименты, особенно восточные, столь сокращены, что их двухъярусное устройство теряет функциональный смысл, оно кажется устроенным лишь по традиции, в Связи с чем в структуре начинают пробиваться ясность и прозрачность схемы. Именно в этот короткий период жизни псковской архитектуры прозрачность храмов с двухъярусными углами становится максимальной, из-за полной проявленности идеи возникают известные Однообразие и повторяемость, которые в Ильинской церкви преодолеваются необычностью пропорций и миниатюрностью.

Архитектура середины XIV — середины XV в.

Помещение наоса здесь, как обычно, квадратное, столбы сдвинуты к востоку так, чтобы западный и восточный рукава креста оказались бы равными по глубине. Церковь Николы с Гребли примерно таких же размеров — 7,4 × 8,4 м, причина удлинения наоса для расширения алтаря здесь та же, что и в церкви Тимофея. Но если там столбы стоят симметрично относительно стен наоса, то здесь, как обычно, все четыре столба смещены к востоку, восточный и западный рукава равны по глубине. О внутренней структуре церквей можно только догадываться, но малые размеры не должны были служить препятствием к устройству обычных двухъярусных угловых компартиментов.

Читать далее...

Архитектура первой половины XIV в.

Это уже и не отрезки стен, они имеют вид цельных однородных объемов, создающих опору угловых компзргиментов. Правда, этот упругий ритм не получает развития в верхней зоне, где масса скрыта за ровным и ненаправленным движением стенных поверхностен, обрамляющих рукава креста, а потом дробится в странных очертаниях сводов с двойными подпружными арками, поставленными тесно и как бы бессмысленно. Обычно подпружные арки концентрируют структурное начало, здесь же они его дробят и мельчат. Ритмика арок и сводов не имеет центрического характера, узкий барабан еще больше лишает завершение собирающей, объединяющей роли. Барабан равен меньшему размеру подкупольного компартимента, он меньше его ширины, как бы обужен, уплотнен массивными ступенями арок и сводов.

Читать далее...

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Нормативные вертикальные уровни храма сочетаются, однако, с ощущением индивидуальности, пространственной выразительности. Храм кажется широким, несмотря на небольшие размеры — крупным и мощным, его пространство спокойно и цельно. Только юго-западная палатка отделена глухой стеной от южного рукава креста, все остальные угловые грани прорезаны широкими арками в двух ярусах, превращены из стеновых массивов в структурные образования. Среднее пространство приобретает доминирующий характер, выразительность сводов, арок и купола преодолевает еще ощущавшуюся в Георгиевской церкви составленность из отдельных вертикальных зон. Источник нового — отмеченное увеличение подкупольного пространства, ядра здания, что придает иные соотношения целому. С трудом верится, что вертикальные пропорции наоса такие же, как в церкви Георгия, слишком изменились пропорции центральной зоны.

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Храм оказывается состоящим из зон разного характера и устройства. Те же глухие стены ясно обрисовывают рукава креста, делают ощутимой центральную композиционную ячейку, которая к тому же оказывается достаточно освещенной парами окон северной и южной стен. Но при этом композиция все же не имеет явного доминирующего центра, несмотря на крестообразный характер. Подкупольный квадрат по величине либо почти равен рукавам креста (боковым), либо даже уступает им (восточному и западному).