Архитектура первой половины XIV в.

Двухъярусное устройство углов чрезвычайно важно с конструктивной точки зрения, ибо переброшенные от столбов к стенам дополнительные арки повышают жесткость и прочность основных опор. В Никольском соборе конструкция угловых зон еще никак не выражена, они спрятаны за спокойным движением стенных поверхностей в рукавах креста.

Псковской культуре чужды горделивый масштаб, мощная уверенность, властность; очень характерны в этом плане интонации псковских летописей при рассказе о бедствиях, при которых псковичи могли рассчитывать только на свои, не всегда достаточные силы и на благосклонность, заступничество небесных покровителей в ответ на смирение и кроткие молитвы. Вспомним события, связанные с Никольской церковью, или выразительные жалобы летописей на отсутствие помощи, особенно со стороны самых близких союзников — новгородцев:

1323 год — «гонцы многи гоняхут от Пскова ко князю Георгию -и к Новугороду со многою печалню и тугою; а в то время притужно бяше псковичсм ... а князь великий Георгий и нов-городци не помогоша».

1342 год — «и псковичи начата много кланятися новогородцем, да быша дали наместника и помощь. И новогородцы не даша псковичем наместника ни помощи»; «и видевше псковичи, что помощи им нет ни от коея же страны, и положиша уповаше на бога на святую троицу и на Всеволожу молитву и на Тимофееву».

Или вспомним молитву Довмонта: «Господи боже сил, мы людие твои и овца пажити твоея, имя твое призываем, призри на кроткия и смирены свыше, а гордых высокия мысли низложи, да не опустеет пажить овец твоих».

Внешний вид Никольской церкви искажен, к сожалению, значительно больше, нежели ее интерьер. Фасады разделены лопатками и завершены многолопастными кривыми. Образующие их двух-уступчатые арочки настолько распрямлены, «разогнуты», их движение так вытянуто и направлено как бы по одной прямой, что невольно напрашивается предположение о пощипцовом завершении фасадов. В таком случае ближайшей аналогией была бы церковь Николы Белого в Новгороде, 1312 г. Апсида как бы приставлена к средним лопаткам восточного фасада, углы лопаток остаются видимыми по сторонам апсиды. Это также новгородский прием, как и высокое расположение узких окон.

Барабан завершается двумя аркатурными поясками, верхний из которых превращается в пояс арочных ниш, столь обязательных затем в архитектуре Пскова.

Мы уже видели при обзоре литературы в первой главе, что вплоть до последнего времени рассматриваемый период характеризовался нз примере всего лишь двух памятников — собора Снетогорского монастыря и Михаило-Архангельской церкви. Никольская церковь в Изборске в общем контексте русской архитектуры была рассмотрена только Н. И. Бруновым — но как памятник новгородской архитектуры.

После публикации В. В. Косточкина (см. предыдущую главу) она вошла в историю псковского зодчества и, собственно говоря, сделалась основным ее памятником, заняв место передатированной Михаило-Архангельской церкви.

В работах В. В. Седова, которые составили наиболее существенный вклад в историю псковской архитектуры последних лет, глубоко анализируются и содержательно интерпретируются иконографические и конструктивные системы рассматриваемых памятников. Однако автор, анализируя лишь подобные направления исследования, вынужден постоянно объявлять псковские постройки созданиями новгородской архитектурной школы, воздвигнутые церкви для него как бы и не есть псковская архитектура. С точки зрения иконографии или конструктивных решений В. В. Седов безусловно прав, но его вывод не может не вызвать глубокого изумления у каждого, кто хорошо знает памятники обоих городов.

Псковские церкви обладают бесспорным своеобразием, но оно связано не с вариантами иконографии, а с пропорциями форм, особой выразительностью пространства и массы, трактовкой поверхностей — всего того, что можно отнести к особенностям стилистического характера. Это связано с иной строительной техникой, с иными ремесленными навыками и с чем-то еще в процессе формирования заказа и строительства, чего мы еще не знаем, но что определяет конечное своеобразие памятников. Здесь могут сказаться не только целенаправленные творческие устремления — выразительность художественного языка в определенной мере может быть и следствием практических ремесленных навыков. Все суммируется в облике памятников в живом целом, и сведение анализа к изучению схем и систем может оказаться тупиковым для суждения о художественном процессе.

Подведем итоги нашего рассмотрения архитектуры Пскова первой половины XIV в. Вначале, как свидетельствует собор Снетогорского монастыря, псковская архитектура не имела живой традиции, хотя в интерпретации принятого за образец древнего храма проявились уже многие характерные черты понимания форм XIV в. В 1330-е годы псковская архитектура, пользуясь как основой новгородской традицией, быстро формирует свой композиционный вариант здания, в котором, несмотря на известную ремесленность и примитивность форм, уже чувствуется особая художественная и духовная атмосфера жизни Пскова. Можно считать, особенно учитывая масштаб крепостного строительства, что в Пскове сформировались собственные строительные кадры и ремесленные и строительные приемы, определился особенный художественный вкус.

Отрывок из книги Комеч А.И. - Каменная летопись Пскова XII - начала XVI в.