Псков был одним из наиболее крупных наместничеств в Русском государстве, поэтому здесь годовали наиболее знатные кормленщики

Каменные палаты

Очевидно, тем не менее, что указанные грамоты имеют существенные различия. В силу утраты наиболее важного для нашей темы листа с текстом Рыльской грамоты мы не можем с уверенностью сказать, каким вопросам — судебным и финансовым — был посвящен текст на утраченном фрагменте. Судя по началу текста на листе 3, в центре внимания законодателя были проблемы наместничьего суда: «…стнику боран алтын, то ему и с тиуном»17. Хотите обезопасить машину от неприятностей? Постройте свой гараж!

Ближайшие окрестности Пскова

Реконструкция Важнейшим свидетельством земской реформы в Пскове, осуществленной после 1549 г. , является грамота дьяку Ш. Билибину и старостам Б. Ковырину и С. Мизинову о наборе среди горожан каменщиков и посылке их в Казань. Б. Н. Флоря интерпретирует эту грамоту как свидетельство сохранения в Пскове организации «гостей», старосты которых располагали властью над посадским населением24. Рассмотрение этой грамоты в контексте с другими документами 1560— 1580-х годов не позволяет признать этот вывод справедливым: более вероятно, что «большие» старосты появились здесь в результате преобразований первой половины 1550-х годов. Исходная модель земской реформы в Псковской земле выглядит следующим образом. На первом этапе в 1549— 15 50 гг. Псков получил уставную грамоту, аналогичную Устюженской, существенно ограничивавшую власть наместников и вводившую здесь налоговое и судебное самоуправление. - С 1 сентября 1555 г. наместничества в псковских пригородах были ликвидированы, а реформа самоуправления в них воплотилась в передаче власти выборным земским старостам, делившим судебные и административные полномочия с городовыми приказчиками. В связи с важным стратегическим положением Пскова институт наместников в самом городе сохранился.

Церковь Одигитрии

Вече Парадоксальность феномена веча состоит в трудно совместимом противоречии между теоретическими представлениями и сведениями источников о нем. Теоретически вече рассматривается как трансформированное в эпоху государственности народное собрание и считается древнейшим властным институтом. В псковских источниках оно появляется на два столетия позже князя: прямое упоминание о вече в Пскове впервые встречается лишь в начале XIV в. в грамоте 1308—1312 гг. : «То воля Господина Пскова у Святой Троицы на вече»46. На протяжении 1454—1510 гг. в псковских летописях зафиксировано 66 вечевых собраний47. Рассмотрим летописные известия о наиболее ранних случаях созыва веча.

Читать далее...

Гедиминовичи

В 1477—1478 гг. вел переговоры с новгородцами, а во время похода на Новгород находился в большом полку великого князя. Около 1477 г. И. Ю. Патрикеев выступал одним из душеприказчиков в завещании князя Андрея Васильевича Вологодского. В качестве московского наместника был оставлен в столице Русского государства во время стояния на Угре в 1480 г. Возможно, около 1483 г. его послужильцы были распушены. В 1485 г. он один из военачальников, возглавивших поход к Твери. В 1483 г. Иван Юрьевич вел переговоры с князем Борисом Волоцким в связи с размежеванием его земель с великокняжескими.

Место торга

Событийно-структурное изложение материала характерно для 7-й главы, где идет речь о населении Пскова в XVII в. и Псковском восстании 1650 г. Мною двигало стремление показать не столько специфику местной истории, сколько взаимовлияние тенденций местных и общероссийских. Псков и его земля в системе Русского государства — вот лейтмотив моей работы. И обращение к таким вопросам, как мотивы и направления бегства холопов, последовательность и смысл действий посадских людей в годы Смуты, имеет целью не только раскрыть детали местной истории, но и понять тенденции развития российского общества в целом. Как писал Дж.

Кончанские церкви

И возведение новых пригородов, и укрепление старых происходило по инициативе Пскова, но часто за счет местных землевладельцев. Так, в сооружении новой крепости в Гдове летом 1431 г. активно участвовали гдовские вотчинники-земцы: «…наяща 300 человек и заложи-ша город на береге на реке на Гдове, на 5 недели по Велике дни; а на гдовскых земцах, в кого тамо отчина, взяша 300 рублей в камену стену». Сразу два пригорода псковичи построили в 1462 г. Городок Кобылье на берегу Псковско-Чудского озера (на Узмени, «на обидном месте»), был сооружен на средства Псковского государства, а в его строительстве участвовали помимо псковских мастеров волощане. Таким же путем, видимо, возвели и Владимирец на восточной (новгородской) границе Псковской земли. На немецкой границе в 1464 г. был построен Красный городок на реке Синей, а в 1476 г. — Вышгород. Среди исследователей нет единства в вопросе о принадлежности территории, на которой возник Вышгород.

Каменная гражданская архитектура

Отдельные каменные «братские палаты», в противоположность зданиям трапезных, отличались вытянутым планом. Внизу этих палат были погреба, перекрытые сводами, во второй этаж вели каменные крыльца. Верхние палаты, вероятно, как и низ, служили для хранения монастырского имущества. Судя по палатам Псково-Печерского монастыря, над такого рода постройками тоже бывали деревянные Этажи с кельями для монастырской братии. В псковских монастырях в то время существовали палаты, служившие жильем отдельным высокопоставленным лицам. Как показывают остатки построек этого типа на подворьях Печерского и Елизаровского монастырей в Пскове, это были отдельно стоящие здания с двумя каменными этажами, над которыми возвышались еще деревянные этажи с жилыми горницами.