Плановая схема идентична приемам новгородской традиции, соотношения приобретают нормативный для Пскова характер

Псковская архитектура XII в.

Из-за этого рождается ощущение, которое было свойственно новгородским памятникам (в отличие от киевских),— что малые арки имеют общие пяти с центральными сводами и поэтому как бы врезаются в них. Конечно, на самом деле своды начинаются над малыми арками и, будучи ограниченными в своем подъеме движением концентричных с ними подпружных арок, принимают пониженные очертания. Подобные, традиционные для новгородской архитектуры приемы, порожденные техническими приемами кладки сводов (когда подпружные арки используются как кружала для досок опалубки), говорят о преобладании ремесла над артистизмом в зрительном построении формы. Тот же оттенок более грубого и примитивного — в неодинаковой глубине предалтарных сводов, неправильности и случайности их очертаний. Есть еще одна необычная композиция в соборе.

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Небольшая палатка в верхней зоне юго-западного угла не мешает его полной прозрачности, ступенчатые своды, приобретшие здесь уже большую вертикальность движения, спокойно и гармонично завершают пространство. Чистота и покой эмоционального состояния, доверительность атмосферы зрительно создаются никак не примитивной вещностью форм, а сложной развитостью приемов высокого искусства. Небольшие приделы Троицкой церкви имеют красивую бесстолпную структуру. С востока и запада они перекрываются во всю ширину уступчатыми сводами, совершенно аналогичными центральным сводам самого храма; они даже имеют более крупный ритм, ибо ширина приделов (около 5 м) в полтора раза превышает величину подкупольного квадрата.

Архитектурные приемы

Чисто практическими соображениями была продиктована композиция звонниц. В них не было ничего лишнего — только столбы для подвески колоколов, приспособления для звона и покрытие для защиты от дождя. Но эти простенькие сооружения были украшением храмов. Применяя очень немногочисленные архитектурные приемы, скромные и единообразные способы орнаментации и украшения зданий, псковские мастера умели придавать каждому из своих произведений неповторимую своеобразность. Еще больше увеличивалось впечатление богатства и разнообразия зданий благодаря умению мастеров выгодно располагать их в окружающей среде. В XV веке получило развитие каменное гражданское строительство. К этому времени относятся открытые недавно раскопками остатки трех каменных общественных зданий в Довмонтовом городе.

Читать далее...

Выезжие княжата, потерявшие титулы (Всеволож-Заболоцкие, Еропкины, Палевы)

В конце XV в. он судил поземельные дела. В марте 1503 г. (как дворецкий) рассматривал в Углицком уезде дело о воровстве сена. В мае—сентябре 1503 г. как дворецкий же («боярин наш и дворецкий») ездил с миссией в Литву. В декабре 1506—октябре 1508 г. он находился в посольстве в Крыму в качестве «окольничего-боярина» (строго говоря, окольничего), а по возвращении в октябре 1508 г. участвовал в приеме крымских послов. В сентябре 1509—марте 1510 г. он ездил с великим князем и его окружением в Новгород и Псков. Весной 1512 г. Константин Григорьевич вместе с кн. Андреем Старицким был послан оборонять южные границы России. Последний раз упоминался в разрядах в конце 1512 г. , когда он с Василием III отправился в первый Смоленский поход.

Читать далее...

Ярославские князья

Летом 1507 г. П. В. Шестунов отправлен наместником во Псков, где пробыл до 1509 г. В чине окольничего сопровождал Василия III в сентябре 1509 г. в Новгород. Вскоре после Псковского взятия 1510 г. (до августа 1511 г. ) вместе с кн. С. Ф. Курбским он заменил первых псковских наместников Г. Ф. Давыдова и И. А. Челяднина. «И начаша те намесники добры быти до пскович», — комментирует это известие составитель Псковской 1-й летописи. Во Пскове П. В. Великий пробыл до 1514/15 г. Во всяком случае, в мае 1514 г. он уже присутствовал на приеме турецкого посла Камала в Москве среди «бояр». В 1504 г. он владел землями в Московском уезде на Дмитровском рубеже.

Читать далее...

Троицкий собор

Как уже было сказано, в XVII веке для Пскова были характерны перестройки старых церквей. Некоторые из старых храмов, успевшие сильно обветшать, были изменены до полной неузнаваемости. Иногда они при этом получали довольно случайные формы. Но все же и при перестройках старались придерживаться определенных излюбленных архитектурных приемов. К ним прежде всего следует отнести крыльца, выступавшие из объема здания, с тремя широкими открытыми пролетами. Они сохранились у церквей Иоакима и Анны на Полонище, Образской на Запсковье (боковые пролеты позднее заложены), Рождества на Снятной горе (его боковые пролеты закрыты пристройками XVIII века), Николы на Усохе. У церкви Воскресения на Званице крыльцо сделано без боковых пролетов, а у церкви Преполовения на Спасском подворье оно превращено в галерейку с четырьмя дополнительными световыми проемами, кроме входного.

Кончанские церкви

Псковские каменщики к этому времени оставили прежнюю технику каменного строительства, перестали применять кирпич и раствор из извести с измельченным кирпичом, перейдя на кладку только из известняковой плиты на известково-песчаном растворе. Приобретенные к началу XIV века технические навыки и понимание работы сложных каменных конструкций дали псковским мастерам возможность перенять из южных земель Руси прием установки купола на ступенчатые своды. Сущность его заключается в том, что подпружные арки, несущие барабан купола, поднимались выше основных сводов храма и частью опирались на эти своды, передавая им некоторую долю нагрузки от купола. Такие своды XIV века сохранились до нашего времени в храме Михаила архангела в Городце.