Когда он провожает княгиню Елену в Литву в чине стольника

Пушечный амбар

Во всех этих разнообразных зданиях были ярко выявлены черты, характерные для творчества псковских каменщиков. Пожалуй, наиболее замечательной и поучительной из них было умение подчинять архитектуру практическим нуждам,— создать по возможности наилучшие условия для сохранения здоровья обитателей жилых зданий, удобства для работы в производственных зданиях. Естественно, что при этом мастера не забывали об эстетических потребностях, так как они Знали, что в жизни людей эстетическая сторона играет очень большую роль. Но применявшиеся ими приемы не являлись результатом подчинения архитектуры отвлеченным каноническим идеалам прекрасного, а полностью зависели от практических требований жизни и быта. Жилые дворы строили так, чтобы в них всему было свое специально приспособленное место: для хранения имущества — клети, подклети и «кладильные палаты», при любом, самом страшном пожаре недоступные для огня; под запасы — амбары, сушила, погребицы, ледники и т. д. , в которых для каждого продукта создавались необходимые условия хранения; для сна и постоянного пребывания семьи — поднятые высоко над землей сухие просторные, свободные от ненужных вещей, убранных в клети, деревянные горницы, овеваемые свежим воздухом и освещаемые солнцем, а также летние холодные спальни; для гостей — обширные прохладные палаты со специальными отдушинами для вентиляции, гульбищами, лестницами в погреба, где были вина и лакомства, и с прочими удобствами; для домашнего рукоделия — светлицы с частыми окнами и с гульбищами, на которых сидевшие за работой женщины могли подышать свежим воздухом и погреться на солнце. Основной прием композиции богатого жилого здания — сочетание каменной части, служившей как бы постаментом для жилых хором, и построенного из дерева верха — был определен предпочтением, которое отдавалось деревянному жилищу, то есть требованиями гигиены. Ими же было вызвано наличие гульбищ и вышек над основным деревянным этажом.

Читать далее...

Фото и портфолио актеров: актерская база данных. Сайт с кастингами.

Оболенские

На судьбе князей Оболенских можно проследить две тенденции, характерные для истории княжеских родов XV—начала XVI в. Во-первых, старшие ветви рода постепенно сходят с исторической сцены, так как их потомки оказываются связанными с уделами. Это происходило из-за родового принципа продвижения по лестнице чинов: дети старшего из братьев оказывались «младше» своих дядей и вынуждены были искать чинов и счастья в уделах, не дожидаясь смерти своих «старших» родичей. Так, дети Никиты Ивановича Оболенского вынуждены были пойти в уделы: Василий — в Углич, Иван — в Дмитров, Петр — на Волок, так как ко времени создания уделов Василием Темным при великокняжеском дворе служил их дядя Василий Иванович. Во-вторых, в случае разрастания рода и самые младшие ветви тоже, могут оказаться связанными с уделами, а поэтому с трудом пробивают себе путь к великокняжескому двору.

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Они возникли друг за другом, в 1494,1495 и 1496 гг. , но представляют собой разные композиционные типы и, видимо, дают нам возможность достаточно полного суждения о существе и многообразии эволюционных процессов. В 1494 г. была поставлена церковь Георгия на Взвозе. Ее план строго выдерживает все классические для Пскова соотношения. По размерам она обычна — внутреннее квадратное пространство (без апсид) имеет размер 8,9 × 8,9 м, средний неф равен трети этой величины. Столбы поставлены в этом квадрате не симметрично, а смещены на половину толщины стены к востоку, т. е. поставлены симметрично по двум осям в прямоугольнике, чья длина раина ширине наоса плюс толщина восточной стены; как следствие, восточный рукав креста по глубине равен западному. Разделение боковых фасадов не следует внутренней смещенности опор, боковые прясла примерно равны между собой, и лопатки оказываются расположенными почти симметрично; центры боковых фасадов и подкупольного пространства не совпадают, разница составляет 0,7 м. С севера к церкви примыкал придел Петра Митрополита (уничтожен в 1825 г. ), с юга — паперть со звонницей (разобрана в 1831 г. ), существующий западный притвор и звонница устроены в 1S31 г. , они включили в себя первоначальное открытое крыльцо.

Ростовские князья

В 1517 г. он стоял с войсками на Серпухове вместе с кн. Андреем Ивановичем Стариц-ким. Тогда он впервые назван боярином. Возможно, вскоре после этого он умер. Трудно сказать, когда получил боярский чин кн. Дмитрий — раньше Александра (т. е. до конца 1509 г. ) или после. Прочная традиция старшинства склоняет нас к первому предположению.

Тверские князья

В 1534 г. С. И. Микулинский наместничал в Рязани, а первый раз в разрядах упоминается в мае 1533 г. После его смерти род Телятевских-Микулинских окончательно извелся. О третьем из сыновей И. А. Микулинского (Иване) известно то, что он в 1535/36 г. купил в Микулине часть вотчины. Телятевские, по мнению Б. Н. Флори, попали в опалу, так как после 1509 до 1544 г. представители этой ветви княжат исчезают из разрядов, а внуки кн. М. Ф. Телятевского Петр и Василий записаны в середине XVI в. как ярославские помещики, причем у Василия вотчин вовсе не было. Наблюдение весьма интересное. Вспомним, что тогда же оказался в опале кн. В. Д. Холмский. Именно это и может объяснить отсутствие Телятевских среди бояр.

Читать далее...

Князья Глинские

Летом 1508 г. на Русь выехал один из крупнейших магнатов Великого княжества Литовского — Михаил Львович Глинский со старшим братом Иваном Мамаем и братом Василием Слепым. При этом он получил «в вотчину Ярославец и Боровеск в кормление». Соседняя Медынь была дана в вотчину братьям кн. Михаила Ивану и Василию, а другие выехавшие с ними князья и дворяне получили поместья и кормления.

Читать далее...

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Покой, теплота душевного состояния рождаются у посетителя псковских храмов не от их провинциальности и неумелости, а от выразительности ясно выполненной архитектурной формы, ее ощутимой рукотворности — при безусловном качестве строительных работ. Находки последних десятилетий убедили нас в обязательности фресковых росписей в псковских храмах, причем, как правило, прямо после окончания строительства, что далеко не всегда было даже в богатом Новгороде. Чистые поверхности стен давали место для больших композиций, а ясно читаемая соподчиненность сводов и люнет сообщала идеальную наглядность размещению сюжетов высшей иерархической значимости. Серьезность и ритмическая идеальность архитектурных форм соединялись с глубиной идейных концепций и сюжетных сопоставлений росписей. Интерьеры псковских церквей, и в высшей мере Богоявленской, дают нам образцы чистого и прекрасного религиозного искусства.

Плещеевы

Странная судьба была у Михаила Андреевича. Несомненно, талантливый и деятельный человек, он все время находился под подозрением у Василия III и до думного чина так и не дослужился. Возможно, это объяснялось тем, что Плещеевы были близки к Юрию Дмитровскому. У этого князя служил в боярах дядя Михаила Петр Михайлович, а также один из его родичей — Василий Рычко. Могло иметь значение и то, что несколько Плещеевых служили митрополитам, причем Богдан Федорович — Варлааму.

Холм бывшего Городца

Их величиной диктовались и размеры кварталов, и ширина улиц, — то есть вся сетка планировки, резко отличная от нынешней прежде всего своим масштабом. Когда современный человек узнает о том, сколько церквей и монастырей было в некоторых частях Пскова в XVI или XVII веке, ему кажется, что места для гражданских построек там уже не оставалось. Но в старом Пскове между этими церквами и монастырями размещалось еще множество строений, улиц и переулков. Понятно, что сами эти храмы, кажущиеся теперь такими скромными по величине, выглядели крупными, а некоторые огромными сооружениями. Город казался необыкновенно обширным и богатым. Смерды Изучение истории сельского населения Псковской земг-ли в XIII—XV вв. сопряжено с источниковедческими и терминологическими трудностями.

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Ей аналогичен Трехсвятительский придел Богоявленской церкви, они имеют и общую дату — 1946 г. Церковь снаружи выглядит как обычный псковский храм с трехчастным делением фасадов, но внутри поражает крупностью и сложностью пространственного и конструктивного решения. Нет никакого сомнения в том, что выразительность поднимающихся ступенчатых сводов пришла сюда из форм четырехстоллных построек. Внедрение крупного масштаба столь эффектно еще и потому, что своды начинаются почти над головой, на высоте около 2,5 м. Сопоставление властных ступеней больших сводом со сводиками и маленькой главой полно той же прихотливости, что и пятилепестковые кривые на фасадах Богоявленской церкви, только н интерьере все выглядит удивительнее, фантастичнее. В. В. Седов приводит много балканских параллелей сводам псковских бесстолпных церквей.

Архитектура середины XIV — середины XV в.

Теперь мы обратимся к анализу самого сохранившегося и развитого памятника Довмонтова города — церкви Покрова. Первая и важнейшая проблема — датировка памятника. В. Д. Белецкий относит церковь к 1352 г. и приводит для этого весьма серьезные аргументы. Он указывает на сам тип здания с одной апсидой и крестообразными столбами, сближая его с новгородской Знаменской церковью 1354 г. Граффити на фреске, датируемое 1398 г. , также заставляет его принять раннюю дату. Известие летописей о строительстве каменной церкви Покрова в 1398 г. он связывает с капитальным ремонтом по каким-то причинам сильно разрушившейся церкви, его раскопки обнаружили, что строительный слой этих работ лежит ниже уровня строительства соседней, восточной стены Довмонтова города 1401 г. Подчеркивая важность историко-архитектурных параллелей, датировку В. Д. Белецкого принимает В. В. Седов. Несмотря на достаточно весомые доказательства, приведем соображения, заставляющие нас отдать предпочтение более поздней дате возведения памятника. Прежде всего, отметим, что прочтение опубликованного А. А. Медынцевой граффити имело два варианта, 1398 или 1428 г. Аргумент, склонивший исследовательницу в пользу ранней даты, не имеет безусловного характера, ибо он состоит в субъективной оценке достаточности или недостаточности площади скола надписи в месте обозначения десятков. Наше сомнение, естественно, не более доказательно, чем выбранная исследовательницей позиция, но существуют и иные аргументы. В. Д. Белецкий обнаружил линзы остатков строительства храма 1398 г. и стены 1404 г. , но он не обнаружил основного для него слоя — 1352 г. Живопись церкви датирована им 1353—1355 гг. , но это невозможно стилистически.

Читать далее...