Несмотря на то что псковские купцы продолжали торговать с ганзейскими городами известны факты торговли псковичей в Риге

Опыт исторического суждения о псковской архитектуре

Церковь Михаила Архангела объявлена несохранившейся, никакого выявления роли Троицкого собора 1365—1367 гг. в тексте тоже нет. Развитие зодчества кажется как бы прерванным в 1311 г. , после возведения собора Снетогорского монастыря, который оценивается как «чудовищный анахронизм», новый период начинается усвоением форм новгородского зодчества в 1370-е годы. Характеризуя последующие за этим памятники, А. И. Некрасов подчеркивает, что псковичи отказались от гордых «эффектных, но несколько холодных новгородских храмов», он указывает на влияние деревянного строительства как на декоративные формы, так и на «клетские» принципы композиции". Единственно новое и ценное автор видит в применении ступенчатых подпружных арок. Однако в отличие от предшественников он вводит в сферу своего внимания поздние датировки рассматриваемых храмов и потому задается вопросом, могущим дезавуировать и его положения, и эту сторону творческой активности мастеров XIV в. : а не переделаны ли постройки в XVI в. И тогда приоритеты передаются им памятникам Москвы начала XV в. , откуда уже ступенчатые своды попадают во Псков.

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

В отношении конструкций, родственных перекрытию церкви в Пустом Воскресении, В. В. Седов подобрал близкие и типологически, и хронологически подобия. Он считает эти явления просто параллельными, не видя их взаимосвязи, вероятно, так оно и было исторически. Однако очень удобно воспользовался подобными примерами, ибо они оттеняют особенности архитектурного мышления псковичей. В композиции притворов памятников Молдавии начала XVI в. (церкви в Реушенах, Доброваце) употреблены близкие по типу конструкции. Но они имеют незначительный перепад ступеней сводов, и главным мотивом перекрытия остается глухой купол, который эти своды поддерживает. В Пскове, и это очень характерно, главная выразительность принадлежит сводам, их ступеням, определяющим крупный ритм по оси основного движения к алтарю и ритм взбегающего движения поперечных сводиков, последний поддерживается очертаниями вписанных в люнеты ниш вокруг окон.

Читать далее...

Довмонтов город

В 1384 году на новом княжьем дворе была возведена каменная церковь Воздвиженья. За вторую половину XIV века совершенно преобразились крепостные сооружения посада. На месте старых укреплений Среднего города, состоявших из земляного вала и дубовой стенки над ним, которая, по замечанию летописца, была «мало выше мужа», в 1375 году псковичи построили каменную стену — четвертый пояс каменных укреплений по пути к Крому. Тогда же псковичи начали усилять стены башнями, или «кострами», как они говорили.

Читать далее...

Суздальские князья

В апреле, июле 1519 г. , июне 1520 г. , марте 1521 г. М. В. Горбатый наместничал во Пскове. Во время набега Мухаммед-Гирея (1521 г. ) он с войсками псковичей и новгородцев в критическую минуту идет на освобождение столицы от осады. В 1522 г. его отпустили с другими воеводами на Коломну, куда вслед за этим прибыл и сам Василий III. В 1524 г. он был вторым воеводой большого полка в судовой рати кн. И. Ф. Вельского в походе на Казань.

Читать далее...

Архитектурные приемы

К этому времени относятся открытые недавно раскопками остатки трех каменных общественных зданий в Довмонтовом городе. Псковичи, как и все русские люди допетровской Эпохи, считали, что каменное жилье вредно для здоровья. Естественно, что жилье строилось из дерева не только у малоимущих, но и у самых богатых людей. Но деревянные постройки обладали огромным недостатком: они были опасны в пожарном отношении. Это заставляло псковичей возводить здания из камня.

Покровская башня

Благодаря этому вся реставрированная башня производит сильное впечатление. Как-то, в прошлом веке, один из страстных любителей древнего Пскова — Н. Иваницкий негодовал в одном из своих сочинений на то, что псковичи равнодушно «всходят на обросшие мохом и покрытые трещинами величавые башни городских стен», не думая о подвигах своих предков, «для того только, чтобы выкурить папироску и полюбоваться веселеньким видом». Но надо сказать в оправдание таких псковичей, что уже в XIX веке очень многие из некогда грозных и внушительных крепостных сооружений Пскова успели превратиться в какие-то холмики, поросшие травой, жалкий вид которых далеко не у каждого мог вызывать мысли о героических делах прошлого. В значительной степени это относилось и к Покровской башне. Откопанная из-под земли, дополненная и достроенная, она теперь совсем иначе выглядит и заставляет вспоминать о борьбе Пскова с войсками Стефана Батория в 1581 году, о штурмах, подкопах и других попытках врагов ворваться в Псков. Вновь обретшие, благодаря реставрации, близкий к прежнему вид, сумрачные проходы и галереи башни, лестницы, бойницы с глубокими нишами как бы ожили и получили способность вызывать в нашем воображении тени былого.

Каменные храмы

Наружные формы верха псковского храма со ступенчатыми сводами во второй половине XV века, как и раньше, отражали его конструкцию. Над угловыми частями, где своды опущены ниже, крыши были понижены, а возвышавшиеся над основными сводами подпружные арки с их забуткой образовывали восьмиугольный постамент под барабаном. Но в это время псковичи перешли на покрытие деревянными кровлями, и место полукруглых закомар заняли двухскатные крыши. Это привело к изменению внешнего облика псковских церквей.

Читать далее...

Архитектура середины XIV — середины XV в.

К 1460-м годам Псков защищают уже целиком каменные степи вдоль рек и четыре стены со стороны приступа, с юга. Усиленная семью башнями и воротами стена 1375 г. кажется уже столь же надежной, что с 1430-х годов псковичи начинают разбирать стену 1309 г. Интенсивное крепостное строительство было жизненно необходимо для города, могущего ожидать военной угрозы с любой стороны, его интенсивность всегда возрастала при непосредственной угрозе — так было, например, в начале 1390-х годов, когда псковичи ожидали нападения новгородцев, и около 1400 г. , после размирья с литовским князем Витовтом. До конца XIV в. возвели еще шесть храмов в Довмонтоком городе и пять на посаде и в пригородных монастырях, затем церковное строительство ослабевает, до 1420-х годов ставится только три новых церковных здания. Зато в следующие десятилетия их появляется около 20. Нет сомнения, что столь интенсивная строительная деятельность свидетельствует об окончании формирования собственной архитектурной школы и кристаллизации творческих принципов.

Читать далее...

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Многие перечисленные черты выразительности псковских церквей можно соотнести с особенностями церковной жизни города. Во главе церковной иерархии официально стоял новгородский архиепископ, но уже с 1348 г. повседневное управление перешло к выбиравшемуся из псковичей владычному наместнику. На обязанности архиепископа оставались регулярные визитации для отправления владычного суда и получения «подъезда».