Псковские законодатели впервые в истории русского права пришли к осознанию абстрактного понятия государства и преступления против него

Гридницы

По всей видимости, цитированное сообщение нужно увязывать с расширением полномочий великокняжеских наместников при вокняжении Федора Юрьевича в 1467 г. : «…а посадники псковски и Псков емоу на всих 12 пригородах дашя наместников держяти и соудове соудити его наместником на которых ни боуди, и из веков княжий наместники не бывали, колко ни есть княжеи бывало во Пскове на столоу, а наместники княжий были толко на 7 пригородах псковскых»7. Из летописного сообщения следует, что князь получил право держать своих наместников на всех 12 псковских пригородах вместо прежних 7. Роль кончанских, сотских и уличанских организаций, объединявших жителей концов, сотен и улиц города, к этому времени стала весьма важной. Жители концов и улиц сообща строили и ремонтировали мосты, укрепления и лавицы, мостили улицы, содержали общественные житницы и амбары на Крому и т. д. В ведении концов была охрана города, его благоустройство, забота об укреплениях, сбор налогов, содержание князя и должностных лиц, набор и снаряжение войска, снабжение его всем необходимым, управление пригородами, словом — вся жизнь города и земли. Дела объединений горожан — сотенных, уличанских, кончанских — решались на общих собраниях соседей. Концы, улицы и сотни устраивали не только свои веча, но и общие праздники, братчины и пиры.

Читать далее...

Церковь Одигитрии

Однако степенные посадники регулярно отчитывались на вече о своей деятельности, а такие вопросы, как внесение изменений в законодательство, были предметом обязательного доклада на вече. Об этом говорится в ст. 106 Псковской судной грамоты: «А которой строке пошлинной грамоты нет, и посадником доложить господина Пскова на вечи, да тая строка написать». Деятельность посадника проходила под контролем городской общины, при вступлении в должность посадник целовал крест и приносил присягу в том, что «ему судить право по крестному целованию, а городскими кунами не корыстова-тися, а судом не метится ни на кого ж, а судом не отчитись, а правого не погубити, а виноватого не жаловати, а без исправы человека не погубити ни на суду на вечи». Вече Парадоксальность феномена веча состоит в трудно совместимом противоречии между теоретическими представлениями и сведениями источников о нем.

Читать далее...

Кобылины

Третий Андреевич, Григорий Нос, упоминался неоднократно в разрядах в 1515—1521 гг. Около 20-х годов он наместничал в Ивангороде. Примерно в те же годы (1515—1519) ходил в походы и нес военную службу в Великих Луках, Дорогобуже и Мещере последний из братьев — Григорий Меньшой. Судьба двоюродных братьев Андреевичей, детей Семена Андреевича (Ивана Пупка, Владимира, Андрея, Ивана Хромого, Григория Головы и Федора Ломаки), сложилась не так удачно. Трое из шести братьев (Владимир, Иван Пупок и Андрей) после Оршанской битвы 1514 г. попали в литовский плен. Иван Пупок около 1495 г. был новгородским помещиком в Деревской пятине. В 1513 г. он отправился воеводой с Великих Лук в неудачный поход на Оршу. В 1531/32 г. Иван Семенович был галичским наместником.

Суздальские князья

В 1480—1481 гг. он наместничал в Новгороде, с 1491 г. был князем-наместником во Пскове, где умер в 1496 г. С Новгородом и Псковом Шуйские сохранили связи надолго. В. Ф. Шуйский пользовался доверием великокняжеской власти не только за верную службу, но и потому, что был связан родственными узами с московским княжеским домом (двоюродный брат его отца Александр Иванович Брюхатый был женат на дочери Василия I). Сын Василия Федоровича Василий Немой появился в источниках в феврале 1500 г. , на свадьбе кн. В. Д. Холмского. Долгие годы он провел на новгородском наместничестве (декабрь 1500 г. —октябрь 1506 г. ). Во время летнего нападения 1507 г. крымских татар на южные укрепления он находился в Серенске. Возглавлял во время войны с Литвой передовой полк в апреле 1501 г. , полк правой руки в походе осенью 1507 г. и рать, стоявшую весной—осенью 1508 г. на Вязьме (возможно, был там и наместником).

Гремячья гора

Сначала эти остатки кажутся слишком уж незначительными и не производят сильного впечатления. Но чем дальше, тем все более и более они действуют на воображение, и уже задолго до Варлаамского захаба осматривающий их оказывается в плену непередаваемого ощущения, которое вызывает этот некогда грозный и в то же время в целом прекрасный памятник горячей и деятельной любви псковичей к своему родному городу. ЗАВЕЛИЧЬЕ Первый памятник, который встречает каждого переходящего по мосту из центральной части Пскова на Завеличье, — церковь Успения у Парома или, как называют ее псковичи, Пароменская.

Читать далее...