Западный н восточный рукава имеют одну глубину

Псковская архитектура XII в.

Основная выразительность всей композиции связана с доминирующей ролью сводчатого перекрытия. Последнее находится здесь значительно ниже, ближе к вошедшему в храм, чем в памятниках Новгорода,— отношение высоты рукава креста к его ширине примерно 2 : 1, а не около 3,5 : 1, размеры форм перекрытия зрительно специально увеличены. Здесь наиболее полно для новгородско-псковской архитектуры XII в. воплотился византийский идеал храма с широким свободным, осененным куполом пространством. Прекрасно описал его выразительность Г. Зедльмайр: «Не стены являются. первичным элементом, конструирующим пространство, которое лишь потом замыкается сверху "перекрытием", "реющим зонтом" или "балдахином" но именно балдахин служит первичным оформляющим пространство элементом, которое затем благодаря возведению с открытых сторон заполняющих стен становится со всех сторон замкнутым пространством». Лучшие цены на школьные группы Казань на автобусе

Читать далее...

Псковская архитектура XII в.

Окна находятся в храме преимущественно с западной стороны (в боковых стенах — западного рукава, в западной стене — южного), что предполагает в качестве цели наилучшую освещенность восточной, алтарной части храма. Алтарная часть здания выделена не только светом. Южный и северный рукава креста имеют одинаковую глубину (4,5 м), западный сделан менее (4 м), а восточный более глубоким. Восточный рукав и самый широкий, ибо апсида имеет традиционно новгородское подковообразное очертание, и ее ширина достигает ширины барабана (опять-таки соотношение новгородских храмов). Восточный Рукав акцентирован и несколько другой структурной соразмерностью, создаваемой карнизом в пятах свода вимы и конхи.

Читать далее...

Псковская архитектура XII в.

В пространственной композиции здания надо отметить полную прозрачность интерьера, практическое отсутствие разделяющих стен, их преобразованность в крестообразные столбы. Лишь в нижнем ярусе стена отделяет нартекс от храма, в центре она прорезана аркой прохода и только в боковых нефах оставлена глухой. Рукава креста четко очерчены выступами лопаток, западный подчеркнут и обходящими его п-образными хорами. При этом все угловые ячейки верхнего яруса раскрыты, объединены с центральным пространством высокими и широкими арками. Интерьер сохраняет как доминирующий принцип центрической организации.

Читать далее...

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Подобное соединение круглых и кубических форм, опоры и массы вызвало, как мы уже видели, восхищение И. Э. Грабаря, тонко охарактеризовавшего его выразительность. Сила движения криволинейных поверхностей преодолевает раздельность пространственных зон как по вертикали, так и по горизонтали, все пространство становится объединенным крестообразным сводчатым ступенчатым балдахином. Подчиняясь центризму системы, строго по оси расположены окна в боковых рукавах креста, которые снаружи из-за этого оказываются смещенными с середины прясел. Несколько особо пока еще построена восточная часть, где арки еще недостаточно широки и высоки, чтобы активно «развеществить» массу. Здесь еще сохраняется впечатление застывшей, пассивной стены, прорезанной отдельными проемами, еще не преображенной в столб, не проникнутой движением в вертикальном направлении.

Читать далее...

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Но при этом композиция все же не имеет явного доминирующего центра, несмотря на крестообразный характер. Подкупольный квадрат по величине либо почти равен рукавам креста (боковым), либо даже уступает им (восточному и западному). Сами эти пространственные зоны — центр и рукава креста — кажутся скорее существующими вместе и рядом, нежели едиными и слитыми. В указанных формах много традиционного, в той или иной форме встречавшегося еще в соборе Снетогорского монастыря или Никольской церкви в Изборске.

Архитектура первой половины XIV в.

Рукава креста при одинаковой (до сводов) общей высоте заметно уже, движение пространства в них вертикальнее и как-то неустойчивее, центральный купольный балдахин не обладает прежним мощным воздействием. Рукава креста имеют точно такие же габариты, как и подкупольный компартимент, возникает чувство некоторой самостоятельности, соседства пространственных зон, их слагаемости,— вместо непререкаемой грандиозности, дельности интерьера Спасо-Преображенского собора; в рукавах креста невольно ощущается некоторая их отделенность. Явная одинаковость деления восточной части здания: восточная стена северного рукава креста, проем апсиды, восточная стена Южного рукава креста — делает незаметной даже увеличенную глубину восточного рукава, а подковообразность последнего обособляет его даже еще сильнее, чем боковые рукава.

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Точно такая же система взаимосвязей свойственна новгородской архитектуре, но там ширина наоса определяет уровень пят сводов и арок рукавов креста, поэтому общая их высота оказывается равной не 3, а 3,5 модуля. В юго-западном углу на хорах располагалась освещавшаяся двумя узкими окошками придельная церковь, для чего в восточной стороне были устроены алтарные ниши. Северные угловые компартименты раскрыты в рукава креста широкими арками и, вероятно, соединялись настилом вдоль северной стены церкви. В юго-восточном углу над диаконником устроена лишенная окон палатка, которая могла служить ризницей (доступ в нее — только по приставной лестнице со стороны центральной апсиды).

Читать далее...

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Остальные окна имеют щелевидную форму с параллельными сторонами, лишь пары окон в средних пряслах боковых фасадов сделаны немного шире и имеют арочные завершения. Уровень хор равен 4 м; удвоенный, он определяет пяты сводов рукавов креста. Все угловые компартименты устроены сложно и неодинаково. Лестница на хоры существовала в северо-западном углу, это обычно, однако здесь этот угловой компартимент разделен на части в верхней зоне, западная занята лестницей, а восточная, с более высоким уровнем пола, — небольшой камерой, глухой с восточной стороны и большим прямоугольным проемом, соединяющим ее с пространством западного рукава креста. В юго-западной ячейке был вверху устроен придел с узким окном в западной стене и нишами в восточной и боковых стенах.

Читать далее...

Архитектура середины XIV — середины XV в.

Помещение наоса здесь, как обычно, квадратное, столбы сдвинуты к востоку так, чтобы западный и восточный рукава креста оказались бы равными по глубине. Церковь Николы с Гребли примерно таких же размеров — 7,4 × 8,4 м, причина удлинения наоса для расширения алтаря здесь та же, что и в церкви Тимофея. Но если там столбы стоят симметрично относительно стен наоса, то здесь, как обычно, все четыре столба смещены к востоку, восточный и западный рукава равны по глубине. О внутренней структуре церквей можно только догадываться, но малые размеры не должны были служить препятствием к устройству обычных двухъярусных угловых компартиментов. Теперь мы обратимся к анализу самого сохранившегося и развитого памятника Довмонтова города — церкви Покрова. Первая и важнейшая проблема — датировка памятника. В. Д. Белецкий относит церковь к 1352 г. и приводит для этого весьма серьезные аргументы.

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Храм кажется широким, несмотря на небольшие размеры — крупным и мощным, его пространство спокойно и цельно. Только юго-западная палатка отделена глухой стеной от южного рукава креста, все остальные угловые грани прорезаны широкими арками в двух ярусах, превращены из стеновых массивов в структурные образования. Среднее пространство приобретает доминирующий характер, выразительность сводов, арок и купола преодолевает еще ощущавшуюся в Георгиевской церкви составленность из отдельных вертикальных зон. Источник нового — отмеченное увеличение подкупольного пространства, ядра здания, что придает иные соотношения целому.

Архитектура середины XIV — середины XV в.

Особенностью памятника является крестообразность внутренних столбов, чьи четкие небольшие лопатки придают целому редкую для псковских памятников структурность, четкость ритма. Все углы храма имеют двухъярусное устроение на деревянных настилах поверх арок от столбов к стенам, а в юго-западной ячейке — традиционно на своде. Все угловые компартименты прозрачны, соединены с рукавами креста широкими арками в двух уровнях. Только придел на хорах в юго-западном углу, вероятно, отделялся от южного рукава креста стеной. Интерьер церкви отличается структурностью и прозрачностью, показательно и единственное для Пскова (среди сохранившихся памятников) употребление крестообразных опор. Ошибки, фиксируемые В. Д. Белецким, совершенно не выходят за рамки допустимых при строительстве; учитывая условия, в которых пришлось существовать памятнику, можно только удивляться запасу его прочности. В заключение обратим внимание на устройство боковых алтарей Покровской церкви, где в широких нишах, перекрытых щипцовыми арками, помещены сужающиеся окна; удивительна смелость и уверенность всех форм.