Высота зоны сводов — еще один модуль. Таким образом, внутри церкви высота рукавов креста обычно равна тем модулям, или, иначе говоря, ее ширине. Точно такая же система взаимосвязей свойственна новгородской архитектуре, но там ширина наоса определяет уровень пят сводов и арок рукавов креста, поэтому общая их высота оказывается равной не 3, а 3,5 модуля.
В юго-западном углу на хорах располагалась освещавшаяся двумя узкими окошками придельная церковь, для чего в восточной стороне были устроены алтарные ниши. Северные угловые компартименты раскрыты в рукава креста широкими арками и, вероятно, соединялись настилом вдоль северной стены церкви. В юго-восточном углу над диаконником устроена лишенная окон палатка, которая могла служить ризницей (доступ в нее — только по приставной лестнице со стороны центральной апсиды).
Композиционная система и конструкции Георгиевской церкви традиционны, но воплощены они с необычной чистотой и точностью, зрительным ощущением кратности и соразмерности пространств и ритмов. Движение ровных поверхностей стен однородно и строго, оно не имеет таинственности стихийною формирования. Все арочные проемы четко очерчены, в северном нефе они одинаково крупны в обоих ярусах и, как бы уничтожая массу стен, начинают проявлять грани подкупольных столбов. Властность и однородность движения формируются единством, непрерывностью изгибающихся поверхностей, чему в немалой степени содействует единственная конструктивная особенность здания, невыявленность центральных подпруж-ных арок.
Энергия композиционного развития каменной оболочки пока не получает поддержки в пространственном ритме, который кажется еще несколько монотонным. Одинаковость размеров подкупольного пространства и боковых рукавов креста слишком ощутима и во многом лишает центр доминирующей роли; из двенадцати граней, образующих пространственный крест, восемь имеют одинаковую ширину.
Ощутима некоторая параллельность существования узких вертикальных зон, но их однородность и одномасштабность несомненны. Для полного слияния пространства недостает ясного доминирующего композиционного элемента. Вертикальности движения содействует высоко поднятое кольцо барабана, расстояние между ним и сводами увеличено — очевидно, из соображений, связанных с особенностями фасадных завершений.
По сравнению с Мелетовым общее восприятие пространства изменилось во многом. Углы потеряли непредсказуемость формирования, весь интерьер стал объединеннее и прозрачнее частично из-за раскрытия широкими арками севернее угловых компартимен-тов, но главным образом из-за цельности и однородности развития каменной оболочки. Эта перемена произошла в пределах почти не изменившейся типологической системы, она носит стилистический характер. В основе лежит обновление художественного вкуса, его движение в сторону более властно и четко кристаллизующейся формы, что можно предположительно связать с опытом работы мастеров в Москве.
Снаружи Георгиевская церковь кажется более легкой и изящной, чем обычные псковские постройки, этому содействует вертикализм близких по ширине некрупных прясел, довольно узкие лопатки, изящно обрамляющие углы, симметрично сгруппированные апсиды. В настоящее время, конечно, «облегченность» здания преувеличена из-за отсутствия изначальных придела и притвора, но все же формы фасадов выдают специальную заботу о симметричном пирамидальном построении всего объема. Боковые фасады сделаны почти столь же симметричными, как восточный и западный, для чего, как ужи было отмечено, зодчие пошли на не соответствующее столбам расположение наружных лопаток.
Чистота и уверенность декоративных арок подчеркнуты их правильной линией, в которой нет столь часто встречающейся ползучести. Ритмическое движение арок столь упруго, что можно даже предположить трехлопастное завершение фасадов, мысль об этом еще в 1960-е годы была высказана архитектором-реставратором В. А. Лебедевой.
Однако, судя по восточному фасаду, центральное прясло завершалось не трехлопастной арочкой, а очень характерной для Пскова линией арки с небольшой арочкой в зените — это свидетельствует скорее о восьмискатном покрытии. Линии кровли при этом были довольно крутыми, их конек поднимался бы немного выше обычною и мог потребовать устройства более высокого чердачного пространства, что и должно было привести к указанному выше увеличению промежутка основания барабана, между его кольцом и сводами рукавов креста.
Принципиальная симметричность боковых фасадов при восьмискатной кровле должна была вызвать известную сложность согласования со смещенным к востоку положением главы; как были реализовано такое покрытие, покажет будущее исследование.
Поверхности боковых апсид оставлены гладкими, центральная украшена валиковыми разводами — четырьмя рельефными арками, в которые были вписаны два узких, высоко и несимметрично расположенных окна. Напомним, что еще в Мелетове и церкви Козьмы и Дамиана с Примостья в апсиде было три окна, среднее располагалось строго по центру. Два несимметрично расположенных окна апсиды станут характерными для памятников вплоть до середины XVI в.
Центральная апсида Георгиевской церкви завершается уже традиционными лентами поребрика—бегунца—поребрика, такой пояс проходит и над окнами барабана, сразу над их треугольными бровками. Расположенные выше тройные арочки (вернее, аркатурный поясок с вписанными в него двухступенчатыми нитками) отделены от верхнего поребрика довольно широкой полосой, что необычно для Пскова и связано здесь с уникальной декорацией, зелеными поливными изразцами, опять-таки возможным проявлением московского опыта. Этот пояс несколько увеличивает высоту барабана, что прекрасно сочетается с общим композиционным решением здания.
Над аркатурой также существует невысокая, но отчетливо видимая поверхность ровной кладки, отделяющая от ее начала кровли главы. Подобное соотношение типично для рубежа XV—XVI вв.
Отрывок из книги Комеч А.И. - Каменная летопись Пскова XII - начала XVI в.