В ремарке летописца, где говорится о разрыве отношений с Новгородом, Василий II впервые назван осподарем псковичей

Крепостные сооружения

Скончавшийся 4 апреля 1409 г. , Даниил удостоился погребения в Троицком соборе и почтительной эпитафии летописца: «Бысть тогда во Пскове туга и печаль по благо-любивом князи: бяше бо боголюбец, показася в мире приветлив, церкви оукрашаа, попы и нищаа любя и кормя, милостыню вдаа сиротам и вдовицам». Даниила сменил прибывший в Псков 15 марта 1407 г. новый наместник Константин Дмитриевич — брат великого князя Московского Василия. В литературе он иногда безосновательно именуется угличским князем, хотя Углич Константин получил лишь в 1426 г. На самом деле, Константин к моменту прибытия в Псков стал изгоем, поскольку «за непослушание» его брат великий князь Василий I отобрал у него удел — Тошну и Устюжну. Псковичи просили Василия Дмитриевича отпустить Константина на княжение в Псков, где он совершил несколько благочестивых поступков, в числе которых были постройка обыденной церкви Св. Афанасия и поход за реку Нарву в июне — июле 1407 г. С успешным возвращением отряда из похода летописец связал и прекращение мора. Вторым наместником, не сумевшим достойно выстоять в дни эпидемии, был Федор Патрикеевич, потомок великого князя Литовского Гедимина. Отец Федора выехал из Литвы в Москву в 1408 г. Эпидемия черной оспы, начавшаяся на Ильин день (20 июля 1425 г. ), вызвала в Пскове панику.

Покровская башня

Древние части башни в восстановленном целом воспринимаются совсем не так, как они воспринимались в составе развалин, — они выглядят серьезнее, если можно так сказать, более настоящими, и очень выигрывают в выразительности. Благодаря этому вся реставрированная башня производит сильное впечатление. Как-то, в прошлом веке, один из страстных любителей древнего Пскова — Н. Иваницкий негодовал в одном из своих сочинений на то, что псковичи равнодушно «всходят на обросшие мохом и покрытые трещинами величавые башни городских стен», не думая о подвигах своих предков, «для того только, чтобы выкурить папироску и полюбоваться веселеньким видом». Но надо сказать в оправдание таких псковичей, что уже в XIX веке очень многие из некогда грозных и внушительных крепостных сооружений Пскова успели превратиться в какие-то холмики, поросшие травой, жалкий вид которых далеко не у каждого мог вызывать мысли о героических делах прошлого.

Оболенские

Около 1463—1468 гг. он — наместник Ярославля и боярин. Ему Иван III посылал распоряжение об «отказе» крестьян. В летописи сохранилась язвительная характеристика Стриги («явися новый чюдотворец, Иоанн Огафонович Сущей, созиратай Ярославьской земли; у кого село добро, ин отнял. »). С другой стороны, псковичи и в 1464/65 г. , и в 1472 г. просили Ивана III дать им Стригу в качестве князя-наместника, но в этом им было отказано. Присутствовал как боярин на докладе Ивану III поземельных дел около 1462—1464, 1462—1478, 1465— 1469 (ярославское дело) и 1475—1476 гг. Иван Стрига был воеводой в походе на Новгород 1471 г. В 1472 г. посылался против Ахмата. В конце 1477—начале 1478 г. был одним из деятельных участников ликвидации независимости Великого Новгорода. Вместе с братом Ярославом назначен новгородским наместником, но вскоре (в феврале 1478 г. ) отстранен от должности и весной того же года умер в Новгороде.

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

В указанных формах много традиционного, в той или иной форме встречавшегося еще в соборе Снетогорского монастыря или Никольской церкви в Изборске. Сумрачность, некоторая тревожность и неожиданность развития форм, отсутствие ясной доминанты, стремление к небольшим полузамкнутым пространствам, камерам или приделам, шероховатая поверхность стен, чья масса не «закована» четкими плоскостями и прямыми линиями, ощущение вещности, материальности, которая в зависимости от освещения и настроения воспринимается то как затесняющая, угрожающая, то как защищающая, укрывающая,— все это составляет основу псковского искусства. Многие перечисленные черты выразительности псковских церквей можно соотнести с особенностями церковной жизни города. Во главе церковной иерархии официально стоял новгородский архиепископ, но уже с 1348 г. повседневное управление перешло к выбиравшемуся из псковичей владычному наместнику. На обязанности архиепископа оставались регулярные визитации для отправления владычного суда и получения «подъезда». Длительное, как бы постоянное отсутствие владыки вызвало возвышение местного духовенства, коллективного руководства жизнью, и не только церковной, обычной формулой общественных постановлений и летописных известий стали слова «все божие священство и весь Псков»5. Церковная жизнь в Пскове протекала совсем не так централизованно и обособленно, как в Новгороде.

Читать далее...

Архитектура середины XIV — середины XV в.

Напомним, что церкви, между которыми происходит строительство, впервые возникли в 1383 и 1388 гг. В. Д. Белецкий приводит страшные описания чумы 1352 г. , опустошавшей Псков с ранней весны до начала зимы, в иной день умирало до тысячи человек. С точки зрения В. Д. Белецкого, отсюда возникли ошибки в технике строительства и конструкциях храма; нам же кажется просто невозможным само строительство летом 1352 г. Для Довмонтова города XIV в. церковь является наибольшей по размерам, она потребовала бы сил, напряжения, совместной работы многих людей на протяжении по меньшей мере двух-трех месяцев. Ее центральный квадрат равен 3,8 × 3,8 м, в то время как в других храмах он колеблется в пределах 2,4—2,7 м, а они возводились r спокойные и благополучные годы. Е. Болховитинов связывает создание церкви Покрова с приездом в Псков архиепископа Василия, вызванного псковичами для молитвы о небесном покровительстве и защите от чумы. Как пишет летопись под 1352 г. : «. хотя благословити детей своих пскович и поповъ; и обоиде всь град сь кресты и сь весмъ священным съборомъ и съ всемъ крилосом своими и с мощми святых и с пениеми и с молитвами и с слезами, моляшеся господоу Исусоу христоу и причестеи его матери святей госпоже ботородици о заступлении града и о всех людех живущихъ в немг о Христе в вере христанстеи, дабы господь представить многоле-жащоую тогда смерть на людях; тако же я всь народ н люди, моужи и жены от мала и до велика, век воследствоующе со многими слезами звахоу: господи помилоуи». Для самого архиепископа его миссия в Пскове стала актом героического самопожертвования и милосердия: «Архиепископ же Василеи, мало дни тоу побыв, поеха паки изо Пскова здрав, бысть ему на поути на борзе разболеся, мало поболев, преставися на рече на Оуже». В этой ситуации понятно посвящение храма — Покрова Пресвятой Богородицы.

Читать далее...

Архитектура первой половины XIV в.

Мы уже имели основания подчеркнуть важность новгородской архитектурной традиции для Пскова. С ней же связан третий памятник рассматриваемого периода — Никольская церковь в Изборске. Точная дата постройки неизвестна, однако события начальной эпохи ее существования чрезвычайно характерны для атмосферы архитектурной и, шире, общественной жизни Пскова. Для псковичей и в эту эпоху, и позднее возведение любой крепости было неотделимо от строительства в ней церкви. Небесный патрон храма становился всегда защитником и покровителем крепости, при всех столкновениях он упоминается как источник помощи и победы. В 1342 г. немцы подходят к Изборску, «хотяше пленити Дом святаго Николы».

Застенье

В 1478 г. произошла инкорпорация Великого Новгорода в состав Русского государства, которое начало оказывать действенную помощь союзному Пскову. Усилия Ливонского ордена также нашли поддержку на Западе, и псковско-орденские войны начали вестись с неслыханной жестокостью. Поводом к войне стали территориальные споры 1470-х годов. Псковичи укрепили за собой три спорных территории: юго-восточную часть острова Пийрисаар и земли в бессейнах рек Кухвы, Утрой и Льжи, составившие впоследствие Борисоглебскую и Коровскую губы Вышгородского уезда и Борисоглебскую губу Красногородского уезда. Эти территории не были захвачены в результате агрессии, но были освоены жителями приграничных волостей путем колонизации и строительства крепостей.

Читать далее...

Троицкий собор

Второй этап войны начался на исходе лета 1480 г. , когда 18 августа армия магистра вновь подошла к Изборску. Двухдневная осада не принесла результатов, и немцы по традиции двинулись к Пскову. Псковичи сожгли постройки на Завеличье, и 28 августа армия магистра разместилась на Завелицком поле. В сражении под Псковом активнейшее участие приняла речная флотилия немцев: к городу подошли 23 боевых шнека из Дерпта. В Пскове началась паника, некоторые бежали из города за рубеж, в их числе был посадник Филипп Пукышев. В Кремле был трижды проведен крестный ход, что приподняло энтузиазм защитников.

Читать далее...

Псковские керамические памятные плиты XVI века

В данном фрагменте термин «пошлина» употреблен в двух смыслах: во-первых, как кормление, и, во-вторых, как норма права. Дар тем не менее получил именно сюзерен Пскова, князь Юрий, которого летописец называет не иначе как «великим» и сообщает, что «псковичи чтиша его и дариша, и даша ему на вечи 100 рублев». Стрига-Оболенский больше года был псковским князем: в неделю 318 святых отцов (конец мая 1461 г. ) он съехал с княжения, и псковичи отправили в Москву посольство с просьбой о предоставлении наместника «и даша дару князю великому 50 рублев». Однако и после полного политического подчинения Пскова Москве (1461 г. ) дар мог передаваться не только великокняжеской семье. В июне — августе 1463 г. в конфликте с Ливонским орденом союзническую помощь Пскову оказывало войско под командованием московского воеводы князя Ф. Ю. Шуйского. Перед его отъездом бояре «даша ему дару от Пскова 30 рублев, а боляром его, что с ним были, даша 50 рублев».

Читать далее...