Возникает ощущение единой стены, отделяющей алтарь от помещения для молящихся, прорезанной высокими арками примыкающих к ней апсид

Псковская архитектура XII в.

Вместо высоких, стянутых энергичными вертикалями структурных памятников мастера возводят сравнительно невысокий мощный собор, в композиции которого резко увеличивается значение завершающих его сводов и главы с непривычно широким цельным, не пронизанным столбами внутренним пространством. Отсутствие лопаток рождает чувство слитности оболочки, непрерывности ее кругового движения, огибания. Даже изолированность угловых частей (они соединялись с основным помещением узкими арочными проемами, ныне растесанными, лишь проходы жертвенника и диаконника сохранили первоначальные очертания), как это ни парадоксально, скорее содействует освобожденности, облегченное основного крестообразного помещения. Оно оказывается окруженным пространствами угловых камер, зрительно стены рукавов креста из массивных, замыкающих превращаются в более тонкие, разгораживающие. В сравнении с новгородскими постройками здесь и реальная толщина стен меньше (около 1 м против 1,2—1,3 м).

Звонница Козьмодемьянской с Примостья церкви

Как показывает дальнейшее исследование, князья влади-миро-суздальской династии пользовались в Пскове особыми привилегиями с XIII в. Обычно здания под звонницами использовались как складские помещения. Однако под звонницей Козьмодемьянской с Примостья церкви, построенной после 1507 года, была устроена церковка. Она была лишена главы и абсид, но имела иконостас и характерные для алтаря ниши в восточной части. Вход в нее устроен по перекрытому ступенчатыми сводами крыльцу.

Старинная штукатурка

Для этого придется воспользоваться новым лестничным ходом, пробитым в западной стене четверика, так как прежний ход на хоры давно уже не существует. Попав в южную палатку, увидим здесь старинную штукатурку, покрывающую стены, свод и нетронутые первоначальные ниши, окна и дверной проем. Сохраняющийся еще деревянный брус, заделанный поперек палатки, к которому при постройке храма был прикреплен иконостас, свидетельствует о том, что эта палатка представляла собой небольшой придел. Алтарная его часть занимала более половины помещения, так что молиться здесь могли всего лишь несколько человек. Северная палатка кажется на первый взгляд совершенно такой же. Здесь тоже сохраняются первоначальная штукатурка, первоначальные двери и ниши и остались гнезда от бруса, поддерживавшего иконостас.

Церковь Михаила архангела в Городце

По положению окон и пропорциям южного придела видно, что толщина отложившихся у здания напластований очень велика и что во время пристройки приделов храм был стройным, вытянутым вверх. Богатство композиции храма, вероятно, усиливалось еще звонничкой, поставленной над притвором, на продольной оси здания. В начале XVII века храм оказался в запущенном состоянии. Резная каменная памятная плита, вставленная в южную стену главного помещения его, сообщает о том, что в 1613 году состоялось освящение алтаря, очевидно, после капитального ремонта здания. Та же плита приводит ряд подробностей ремонта, проведенного в 1694—1695 годах.

Читать далее...

Каменные жилые здания XVII века

Необычайная массивность палат, их высокие суровые стены, обширные деревянные хоромы с гульбищами, возвышавшиеся в четвертом и пятом этажах, каменные ограды дворов, ворота со створами из «досчатого» железа — все это должно было поражать всякого видевшего их тогда. Два нижних каменных этажа таких палат занимали подклети и клети — помещения для хранения товаров и наиболее ценного имущества. Они перекрывались каменными сводами. Освещавшие их небольшие окошки были снабжены углубленными в специальные впадины железными ставнями, защищавшими внутренность палат от искр и головешек в случае пожара, а также решетками, предохранявшими палаты от воров.

Читать далее...

Деревянная архитектура Пскова XVI века

Деревянными были, в подавляющей части, и подсобные дворовые постройки: ограды, ворота, поварни, ледники, сушила, житницы, амбары, конюшни, хлева, навесы, сенники, бани. Богатые деревянные жилые здания в то время включали до десяти срубов в одном этаже. В нижних этажах были помещения самого разнообразного назначения, вплоть до конюшен. В значительной степени они еще сохраняли ту «многопокровность», о которой мы говорили, характеризуя деревянное зодчество XV века.

Читать далее...

Архитектура первой половины XIV в.

Можно, таким образом, предложить следующую гипотетическую последовательность разбивки плана обычного псковского храма. Сначала определяются общие габариты плана всегда квадратного основного объема. Затем ширина здания (либо в сумме с толщиной боковых стен, либо без нее) делится на три, и находится ширина Центрального нефа. Затем геометрический центр помещения смещается к востоку на половину толщины восточной стены и таким образом определяется центр подкупольного квадрата. Все остальные соотношения зависят от размеров стен, столбов, формы столбов и межапсидных простенков, которые, как нам кажется, никогда не являются результатом пропорциональных изысканий, а определяются из соображений практических, конструктивных и функциональных.

Читать далее...

Характер архитектурных украшений

Все они соединялись между собой крытыми переходами. Жилые помещения поднимались на подклети, переходы между ними были висячими. Для подъема на переходы сооружались особые постройки с лестничными всходами, называвшиеся сенями. Указания летописей говорят, что такие холодные постройки, как сени и терема, поднимались над землей на деревянных столбах.

Читать далее...

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Окна апсиды, как и окна барабана и пары окон на боковых фасадах, помещены в арочные нишки, становящиеся в завершении двухуступчатыми на апсиде и северном фасаде, этот мотив как бы заменяет бровки. Самое замечательное в мелетовском храме — это его интерьер. В нижней сумрачной зоне четко выявленные столбы дают опору конструкции и композиционному ритму. Темные угловые помещения, практически лишенные света, вносят в интерьер тревожный оттенок. Глухие стены второго яруса скрывают устройство угловых компартиментов, восточные и на самом деле являются недоступными и невидимыми вертикальными колодцами, в западных ритм проемов непредсказуем. Если придел открыт обычной узкой аркой прохода, то северо-западная ячейка кроме того же проема неожиданно получает дополнительный прямоугольный проем, выявляющий наличие в этом компартименте второго помещения. Индивидуальность устройства угловых частей несомненна.

Читать далее...