Немец Вундерер, описывая Псков конца XVI века, упоминает о зале где происходили приемы, то есть о повалуше или гриднице, стены которой были сплошь покрыты красивыми коврами

Ансамбль подворья

На южной стене Среднего города в старину размещалось десять башен. Недалеко от Печерского подворья была круглая глухая (то есть без проезда) Никольская башня, затем, на пересечении стены с Великой улицей — проезжая четырехугольная Великая башня, за ней, против церкви Василия на Горке — четырехугольная глухая Ва-сильевская башня. Там, где теперь Пушкинская улица пересекается с Октябрьским проспектом (в старину тут проходила улица Трупеховка), стояла Трупеховская воротная башня, за ней — глухая, круглая в плане, Куричья башня, а на пересечении стены с Петровской улицей находилась проездная четырехугольная Петровская башня.

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Восточные столбы, как и положено, сдвинуты к востоку примерно на 60 см, на половину толщины восточной стены. Из-за подобных перемещений подкупольное пространство увеличилось по отношению к исходному модулю и приобрело прямоугольные очертания, его размеры 3,47 и 3,58 м (поперечные) и 3,7 м (продольные). Апсида резко увеличена по ширине, которая достигает 4,2 м, из-за этого стены вимы резко расширяются к востоку. Подобный прием распространен при сооружении маленьких церквей, особенно одноапсидных, с сокращенной площадью алтаря. Вертикальные пропорции интерьера кажутся необычными, хотя основные уровни определены вполне традиционно. Модуль в три Метра, чья роль в плане затушевана подвижками столбов, сохраняет свое значение в высотном построении.

Читать далее...

Архитектура первой половины XIV в.

«Обжитость» пейзажа и его архитектурная освоенность увеличиваются приходскими храмами — к семи уже существовавшим добавились в первой половине XIV в. еще девять, семь из них стояли уже на посаде, защищенном с юга каменной стеной 1309 г. Хотя крепости псковской земли этого времени не сохранились, все же можно реконструировать некоторые их особенности, определявшие архитектурный ландшафт Пскова и его пригородов. В отличие от западноевропейской традиции, когда башни, донжоны являлись доминантами оборонительных комплексов, псковские крепости были прежде всего оградами — не очень высокими и тонкими (толщина стен около 1 м, как в церковном строительстве), с воротами (в стене Пскова 1309 г. было трое ворот), но без башен, которые пристраивались постепенно позднее. Крепости не подчиняли пейзаж своей каменной структуре, их стены гибко следовали очертаниям места. В самом их облике (примером может служить Изборск, сохранивший общие очертания, хотя стены неоднократно усиливались впоследствии и к ним с конца XIV в. пристраивались башни) кет ничего угрожающего и наступательного, назначение стен — охранить поселение, дать защиту. В этом есть такой же эмоциональный оттенок, что и в церковной архитектуре, и не случайно так пленителен пейзаж Изборска, где ландшафт, стены и церковь пронизаны одним настроением и ритмом, что так прекрасно выражено словами летописи «дом святого Николы». Панорама самого Пскова была, конечно, гораздо масштабнее, но соединение с пейзажем было не менее органичным.

Архитектура середины XIV — середины XV в.

Собор занимает в псковской архитектуре скорее особое, нежели основополагающее место, он ведь не был кафедральным в полном смысле слова, ибо в Пскове не было своего епископа. Исходя из подобной ситуации, можно думать о реальности предложенных выше размеров Троицкого собора. Ни стены, ни башни, ни церкви Пскова XIV—XV вв. не претендовали на грандиозность; единственное место, где парадную торжественность и мощь требовалось подчеркивать, были все время перестраивающиеся перси со звонницей на них. Остальные памятники Пскова второй половины XIV в. демонстрируют разнообразие одновременно употребляющихся плановых решений алтарей и форм опор.

Читать далее...

Четырехстолпные храмы

Псковским каменным постройкам того времени была присуща пластичность форм, смягченность очертаний. Стены или только углы церковных зданий на некоторой высоте от основания псковские каменщики слегка заваливали внутрь здания. Кроме того, мягкость и скульптурность каменным зданиям придавала обмазка, которой тщательно обрабатывались все поверхности каменной кладки и их пересечения, впадины и выступающие части, все детали орнамента.

Читать далее...

Гремячья гора

Ее можно начать осмотром сравнительно хорошо сохранившейся Козьмодемьянской башни (теперь ее называют Гремячей), а потом пройти с внешней стороны стен до самых Нижних решеток (то есть до реки Великой). Полузасыпанные землей, местами совсем исчезнувшие, а местами даже сохраняющие древнюю обмазку, стены трогают своей подлинностью — их нигде не касалась еще рука реставратора. Сначала эти остатки кажутся слишком уж незначительными и не производят сильного впечатления. Но чем дальше, тем все более и более они действуют на воображение, и уже задолго до Варлаамского захаба осматривающий их оказывается в плену непередаваемого ощущения, которое вызывает этот некогда грозный и в то же время в целом прекрасный памятник горячей и деятельной любви псковичей к своему родному городу. ЗАВЕЛИЧЬЕ Первый памятник, который встречает каждого переходящего по мосту из центральной части Пскова на Завеличье, — церковь Успения у Парома или, как называют ее псковичи, Пароменская.

Читать далее...

Архитектура первой половины XIV в.

Наиболее ранним является собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря—1311 г. Монастырь был сожжен и разграблен в 1300 г. Может быть, его восстановление рассматривалось таким же возобновлением жизни и охранения (здесь — небесного) города, как сооружение крепостной стены в 1309 г. (реальной защиты). Вполне вероятно, что при возведении стены сформировались кадры мастеров, часть которых и перешла на работу в монастырь. Может быть, в Пскове и не было в это время своей архитектурной традиции, но строительная, связанная с переходом на чисто плитяную кладку, без кирпича, безусловно существовала.

Крепостные сооружения

Псковичи обнесли стенами новые обширнейшие участки посада. В 1465 году псковские концы построили деревянные стены вокруг всего Запсковья и Окольного города. Окольный город отделили деревянной стеной и от реки Псковы.

Архитектура середины XIV — середины XV в.

Однако огромная трудность исследования определяется тем, что ни одно из этих зданий не сохранилось целиком. Стены скрылись за неоднократными докладками последующего времени или были просто переложены, башни перестроены и сохранились лишь частично (Кутекрома, Мстиславова) или в нижних частях, церкви или разрушены совсем, или заменены новыми зданиями. Раскопки в Довмонтовом городе дали нам остатки фундаментов и нижних частей стен пяти церквей и еще три уцелели — и это большая удача — в разрушенном только наполовину состоянии. Вот практически все, что мы имеем для создания истории архитектуры едва ли не главного периода самостоятельности Пскова. Однако даже для археологически обнаруженных храмов трудности на этом не кончаются, ибо традиция не сохранила живую память о посвящениях зданий, к XX в, уже находившихся под землей.

Южная стена Детинца

К нашему времени здесь отложилась огромная толща мусора, состоящая главным образом из остатков разрушенных строений Митрополичьего двора. Несколько лет назад при реставраций западной стены Детинца реставраторы раскопали небольшой участок у этой стены. Стена открылась здесь на всю ее высоту.

Псковская архитектура XII в.

Вместо высоких, стянутых энергичными вертикалями структурных памятников мастера возводят сравнительно невысокий мощный собор, в композиции которого резко увеличивается значение завершающих его сводов и главы с непривычно широким цельным, не пронизанным столбами внутренним пространством. Отсутствие лопаток рождает чувство слитности оболочки, непрерывности ее кругового движения, огибания. Даже изолированность угловых частей (они соединялись с основным помещением узкими арочными проемами, ныне растесанными, лишь проходы жертвенника и диаконника сохранили первоначальные очертания), как это ни парадоксально, скорее содействует освобожденности, облегченное основного крестообразного помещения. Оно оказывается окруженным пространствами угловых камер, зрительно стены рукавов креста из массивных, замыкающих превращаются в более тонкие, разгораживающие. В сравнении с новгородскими постройками здесь и реальная толщина стен меньше (около 1 м против 1,2—1,3 м). Ширина боковых нефов, или, что для этого памятника адекватнее, глубина рукавов креста, увеличивается.