Они уже потеряли остатки суверенных прав в своих вотчинах

Каменная летопись Пскова XII - начала XVI в.

С середины XIV по середину XV в. в Пскове ведется интенсивное строительство, возводятся около 60 храмов, крепостные стены и башни. Однако от первой половины XIV в. уцелели лишь три постройки, а от второй его половины нам известны лишь археологические остатки семи храмов, немногие образцы крепостной архитектуры. Из-за множества лакун мы лишены возможности сколько-нибудь подробно проследить развитие искусства XIII — первой половины XV в. , в период, когда в Пскове зарождается и кристаллизуется его собственная архитектурная школа. От второй половины XV—XVI в. сохранились уже десятки псковских церквей.

Читать далее...

Архитектура середины XIV — середины XV в.

Стены скрылись за неоднократными докладками последующего времени или были просто переложены, башни перестроены и сохранились лишь частично (Кутекрома, Мстиславова) или в нижних частях, церкви или разрушены совсем, или заменены новыми зданиями. Раскопки в Довмонтовом городе дали нам остатки фундаментов и нижних частей стен пяти церквей и еще три уцелели — и это большая удача — в разрушенном только наполовину состоянии. Вот практически все, что мы имеем для создания истории архитектуры едва ли не главного периода самостоятельности Пскова. Однако даже для археологически обнаруженных храмов трудности на этом не кончаются, ибо традиция не сохранила живую память о посвящениях зданий, к XX в, уже находившихся под землей. Идентификации храмов возникают в результате интерпретации данных археологических раскопок и письменных источников и как таковые всегда сохраняют элемент гипотетичности.

Каменная гражданская архитектура

Значительного развития достигла в XVI веке в Пскове каменная гражданская архитектура. Для Пскова XVI века было характерно строительство в монастырях каменных трапезных, каменных братских корпусов и жилых палат. Остатки их дошли до нас в разных степенях сохранности в Снетогорском, Псково-Печерском и Крыпецком монастырях и на подворьях Печерского, Елизаровского и Снетогорского монастырей. Трапезные палаты всегда представляли собой обширное каменное здание, к которому обычно примыкал небольшой храм.

Читать далее...

Архитектурные приемы

Псковская деревянная архитектура к XV веку впитала в себя многовековый опыт творчества мастеров-плотников и, несомненно, была не менее интересной, чем каменная. Но все деревянные постройки того времени до нас не дошли, а открытые остатки их крайне незначительны и не изучены пока в достаточной степени. В XV веке для городов Руси были обычными деревянные здания в два-три этажа. Вероятно, уже с XIV века в состав типичной жилой постройки горожанина среднего состояния входила изба, поднятая на подызбицу, помещение для приема гостей — повалуша или белая, то есть столовая, горница с подповалушьем или подклетью под ней, сени с подсеньем внизу и вышкой или сенницей наверху. Жилые и приемные помещения хотя и устраивались по-прежнему в отдельных срубах, но вместе с сенями приставлялись вплотную друг к другу, образуя как бы единое здание.

Читать далее...

Архитектура первой половины XIV в.

Все эти три церкви, небольшие, видимо, по размерам, были поставлены в одном месте, рядом с дворцом Довмонта, и служили своего рода мемориалом воинской славы. Точно неизвестно, были ли эти церкви деревянными или каменными, В. Д. Белецкий указывает в раскопанных храмах на остатки кладок XIII в. Но бесспорных свидетельств подобных датировок пока не существует, и кажется предпочтительнее осторожная позиция И. К. Лабутиной и В. В. Седова, считающих церкви XIII в. деревянными. Войны сопровождали Довмонта до самой его смерти. Последняя его победа, над немцами,— 4 марта 1300 г. , а 20 мая он скончался. Эта победа дала Пскову сорокалетнюю передышку, прерванную лишь однажды, в 1323 г. , и город воспользовался этим временем для строительства укреплений.

Бывшее Подгорье

Все это придавало Островку неповторимое своеобразие. Эту картину очень хорошо дополняли возвышающаяся за Псковой Гремячая гора с ее скалистым основанием, из трещин которого бьют тихие прозрачные родники, Волчьи ямы с неисследованными загадочными развалинами древних зданий и Гремячая башня, романтизм облика которой побуждал псковских обывателей XIX века сочинять о ней разные небылицы со «спящими царевнами» необычайной красоты, «несметными сокровищами» и «нечистой силой». После Великой Отечественной войны это место теряет остатки строений и все более превращается в обычную зеленую площадку для прогулок, но благодаря живописным перспективам, открывающимся с него, оно заслуживает внимания. Путь в юго-западную половину Окольного города — Полонище, как ее всегда называли псковичи, идет мимо церквей Николы и Покрова от Торга. Церковь Николы от Торга построена в 1676 году. Об истории ее перестроек можно судить по виду самого здания.

Читать далее...

Строительство второй половины XIV века

Псков обратился за помощью к великому князю, и Иван III прислал в Псков две армии под командованием воевод В. Шуйского и Д. Пенка. Нельзя сказать, что от церковного строительства второй половины XIV века совсем ничего не осталось. В Довмонтовом городе под насыпью земляного укрепления, сделанного в 1701 году, существуют остатки храма того времени, по всей вероятности Рождества Христова, построенного в 1388 году. Его восточная часть, сохранившаяся почти на всю высоту, выступает из насыпи. Это было четырехстолпное здание с одной высокой и сильно выдающейся абсидой, обработанное снаружи лопатками.

Гремячья гора

Ее можно начать осмотром сравнительно хорошо сохранившейся Козьмодемьянской башни (теперь ее называют Гремячей), а потом пройти с внешней стороны стен до самых Нижних решеток (то есть до реки Великой). Полузасыпанные землей, местами совсем исчезнувшие, а местами даже сохраняющие древнюю обмазку, стены трогают своей подлинностью — их нигде не касалась еще рука реставратора. Сначала эти остатки кажутся слишком уж незначительными и не производят сильного впечатления. Но чем дальше, тем все более и более они действуют на воображение, и уже задолго до Варлаамского захаба осматривающий их оказывается в плену непередаваемого ощущения, которое вызывает этот некогда грозный и в то же время в целом прекрасный памятник горячей и деятельной любви псковичей к своему родному городу. ЗАВЕЛИЧЬЕ Первый памятник, который встречает каждого переходящего по мосту из центральной части Пскова на Завеличье, — церковь Успения у Парома или, как называют ее псковичи, Пароменская.

Двор Русиновых

Двор Русиновых построен примерно в середине XVII века. До нас дошли остатки трех каменных построек двора. В двух из них, видимо, располагались склады товаров и поварни. Над ними, надо полагать, по обыкновению, было устроено деревянное жилье для слуг.

Псковские керамические памятные плиты XVI века

Такая часовня, но не с луковичной, а с шатровой главкой нарисована на полях псковского церковного устава XII века. Этот рисунок говорит о большой древности построек подобного типа. Несколько иными были кладбищенские часовни над усыпальницами. Сохранившиеся остатки двух из них свидетельствуют о большом разнообразии этих миниатюрных сооружений. Большую роль в облике церковных и монастырских дворов играли ворота их оград. Некоторые из них строились из камня, украшались росписями и были весьма интересны в художественном отношении. Сохраняя в общем прежнее направление развития, псковская церковная архитектура в XVI веке обогатилась, как мы видели, новыми видами построек и новыми конструктивными и декоративными приемами.

Южная стена Детинца

Впервые каменная стена была возведена на этом месте не позднее середины XIII века. Она имела решающее значение в системе обороны Крома, и псковичи до середины XV века уделяли ей особое внимание. Ее перестраивали в 1337, 1393—1394 (когда на ней Через них еще не попадали внутрь Детинца, а входили в длинный и узкий охабень или захабень, — коридор, ведший до следующих ворот, открывавшихся уже прямо на площадь перед собором. И теперь еще за нынешними воротами, по левую руку, сохраняются остатки внутренней стены охабня, прикрытые облицовкой, сделанной в 1866 году. Выходившего из вторых ворот в Детинец ожидал ошеломляющий контраст. Сумрачная тесная щель охабня, зажатого с двух сторон высокими каменными стенами и нависшими сверху бревенчатыми боевыми настилами, сразу сменялась широким пространством вечевой площади, залитой светом.

Читать далее...