Восприятие архитектурных ландшафтов этих городов во многом различно

Довмонтов город

В XV—XVI веках здесь одновременно существовало семнадцать или восемнадцать храмов, многие из которых были далеко не маленькими. При них были приделы, притворы, галереи, палатки, усыпальницы и хоть и тесные, но все же дворики и кладбища с оградами и воротами. На этих кладбищах погребали, конечно, богатых людей, и над некоторыми захоронениями, вероятно, возвышались часовенки. Особенности существования Довмонтова города, сложившиеся во времена расцвета древнего Пскова, придали ему облик, резко отличный от облика Крома. На Крому решались тогда главным образом наиболее важные государственные вопросы и свершались при стечении народа всего Пскова торжественные обряды, имевшие общепсковское значение. Довмонтов же город оживляли многочисленные и хлопотливые повседневные прозаические дела. Каждый день здесь собиралось множество людей, заполнявших гридницы и храмы, сновавших по улочкам и дворам.

Кобылины

Возможно, они получили поместья еще по наследству от отца или деда. Никита Иванович в 1527 г. подписал поручную запись по кн. М. Л. Глинском. Младшая ветвь Колычевых представлена детьми Андрея Андреевича Колычева — Михаилом, Иваном Черным, Григорием Большим Носом и Григорием Меньшим. Михаил Андреевич служил воеводой разных полков в 1502— 1509 гг. Около 1495 г. владел поместьем в Деревской пятине Новгорода. Его брат Иван Черный упоминался как воевода в 1501 —1518 гг. И. А. Колычев — один из русских военачальников, одержавших в 1517 г. победу под Опочкой. О победе сообщалось в посольских делах.

Храм бывшего Ильинского монастыря

Архитектура «грозненского» стиля Эпоха Ивана Грозного охватывает время его царствования: 1547—1584 гг. Гениальный правитель оставил свой след во всем: внутренней и внешней политике, литературе, и даже историки архитектуры в последнее время говорят об особом, «грозненском» стиле в зодчестве середины — второй половины XVI в. Это время ознаменовалось оживленным строительством в Пскове, и весьма знаменательно возведение в 1547 г. — году венчания Ивана IV на царство — соименной царю церкви Иоанна Богослова на Мишариной горе. В июле 1548 г. была освящена церковь Георгия в Довмонтовом городе, построенная на средства церковной приходской казны1. К середине XVI в. исследователи относят строительство Рождественского собора Мальского монастыря, а также Никольских церквей в погостах Любятово и Виделебье. Вл. В. Седов сделал вывод о том, что с начала 1550-х годов «в самом Пскове и пригородах крупного строительства уже не было, не было надобности и в возведении больших храмов, что связано с определенным упадком городской жизни Пскова в середине XVI в. ».

Осмотр храмов

В Псковской судной грамоте отразились все эти уровни суда: начиная с княжьего человека, «которому… ехат на пригород наместником», и заканчивая самим князем, «на сенях» у которого происходит суд. Низший суд в Псковской земле проходил на местах — в городских сотнях и пригородах — без участия самого князя. Суд на местах судили мелкие городские и княжеские чиновники: в пригородах наместники, в губах — волостели или «губские» старосты.

Читать далее...

Псковская архитектура XII в.

Южный и северный рукава креста имеют одинаковую глубину (4,5 м), западный сделан менее (4 м), а восточный более глубоким. Восточный рукав и самый широкий, ибо апсида имеет традиционно новгородское подковообразное очертание, и ее ширина достигает ширины барабана (опять-таки соотношение новгородских храмов). Восточный Рукав акцентирован и несколько другой структурной соразмерностью, создаваемой карнизом в пятах свода вимы и конхи. Большая структурность и масштабность восточной части здания были поняты и подчеркнуты фрескистами в росписи. Лишь с восточной стороны роспись как бы выделяет вертикали столбов, в восточном рукаве иные уровни регистров, на восточных стенах Северного и южного рукавов расположены «Рождество Христово» и «Успение», выделенные размерами как центральные, а «Рождество» — к предполагавшимся освещением через расположенное напротив окно.

Читать далее...

Застенье

Это было возможно только для очень богатых людей. Поэтому в древнем Пскове встречались также монастыри «мирского построения», то есть основанные на общие средства жителей какой-либо части города. Условия, в которых создавались в Пскове монастыри, придали им весьма своеобразный характер. Они являлись своего рода деловыми предприятиями на паях.

Архитектура первой половины XIV в.

Тяжкие события XIII в. раздробили русские земли, подавили развитие культуры во многих из них, резко ослабили культурные связи регионов. Борьба со шведами и немцами сплотила в 1240—1250-е годы Новгород и Псков. Александр Невский — фигура одинаково замечательная для истории обоих городов. Однако беды второй половины столетия обособили судьбы Пскова и Новгорода. Княжение Довмонта, борьба с литовцами и орденом стали внутренним делом Пскова, общественная жизнь Пскова потеряла непосредственную связь с Новгородом. Поэтому, возобновляя в начале XIII в. строительство, Псков обратился к своему прошлому, к своим памятникам.

Памятники последних лет XVII века

Восстановление стен и башен Крома имеет огромное значение для сохранения своеобразия всего города в целом. Проект реставрации выработан на основе изучения материалов, которые позволили детально, с исчерпывающей точностью установить былой вид укреплений Крома и Довмонтова города. Можно посетовать лишь на то, что в ходе реставрации были допущены некоторые отступления от проекта и что до сих пор не переделана неудачная реставрация Першей и Смердьей башни, выполненная в 1866 году.

Архитектура первой половины XIV в.

Все остальные соотношения зависят от размеров стен, столбов, формы столбов и межапсидных простенков, которые, как нам кажется, никогда не являются результатом пропорциональных изысканий, а определяются из соображений практических, конструктивных и функциональных. Разбивка планов этим способом чаще всего точно совпадает с реальными планами псковских церквей, и никогда ошибка не превышает 30 см, что совершенно укладывается в наблюдаемые допуски, отклонения в построении однотипных форм. Сильный вынос апсиды церкви Михаила Архангела, ее несколько увеличенные, не полуциркульные очертания находят аналогию в апсиде церкви Михаила на Торгу в Новгороде 1300 г. И в ней, и в псковском памятнике лопатки, соответствующие восточным столбам, сдвинуты с их оси к западу, соотношение весьма редкое. В апсиде псковской церкви небольшие окна расположены высоко и не на средней оси — соотношение, аналогичное приемам новгородской архитектуры. Наибольшую близость церкви Михаила Архангела обнаруживают, как мы видим, две новгородские постройки, обе — с закомарным завершением фасадов. Это позволяет предположить изначальность закомарного венчания стен и в Пскове. И если зодчие XVII в. стремились повторить соотношения XIV столетия, то и неожиданные сдвига закомар с оси лопаток, и повисание пят закомар (западных) на боковых фасадах могут получить аналогии в Новгороде — в церкви Благовещения на Городище и церкви Спаса на Ковалеве.

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Многие перечисленные черты выразительности псковских церквей можно соотнести с особенностями церковной жизни города. Во главе церковной иерархии официально стоял новгородский архиепископ, но уже с 1348 г. повседневное управление перешло к выбиравшемуся из псковичей владычному наместнику. На обязанности архиепископа оставались регулярные визитации для отправления владычного суда и получения «подъезда». Длительное, как бы постоянное отсутствие владыки вызвало возвышение местного духовенства, коллективного руководства жизнью, и не только церковной, обычной формулой общественных постановлений и летописных известий стали слова «все божие священство и весь Псков»5.

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Подобные постройки свидетельствуют об изощренности вкуса псковских мастеров не менее, чем самые крупные храмы, полное родство этих систем очевидно в Богоявленской церкви, где интерьер главного храма и Трехсвятительского придела можно воспринимать в непосредственном сравнении, рядом. Развитие псковской архитектуры достигает замечательного художественного уровня перед присоединением города к Москве. Созданные в это время памятники завершили формирование архитектурного организма Пскова. Речные панорамы города с линиями нескольких стен, десятками башен и церквей покоряли интенсивностью творческого проявления человеческой энергии. Многие постройки образовывали удивительные по красоте ансамбли, выразительность которых, по счастью, в какой-то мере уцелела и в наши дни. Г. Я. Мокеев справедливо выделяет два замечательных комплекса.

Читать далее...

........................................................................................................................