Судя по форме северо-восточного столба, здесь восточные столбы имели западные лопатки

Псковская архитектура XII в.

Цельность расположенного перед алтарем, ориентированного на алтарь пространства приводит к гораздо более интенсивному переживанию предстояния и ожидания, нежели в других новгородских храмах. Властно привлекающая, несколько «шумная» зрелищность княжеских построек стихает. Лопатки скрыты в стоящих посреди храма опорах и не затесняют, не динамизируют интерьер. Своды с их подпружными арками я крестообразной структурой не совсем адекватны делению нижней части здания.

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Энергичные вертикали многообломных лопаток заменились широкими плоскими лопатками, вместо упругого движения крупной арки средней закомары появились ползучие арочки без четкой образующей линии. Угловые лопатки соседних фасадов слиплись, слились в одну форму, лишь на северо-восточных углах храма и алтаря они, как обычно, разделены. Окна в храме чрезвычайно немногочисленны — узкие проемы в верхней зоне центральных прясел каждого фасада, окна — щели, освещающие придел. Неожиданно появление в центре на боковых фасадах пар арочных окон в арочных нишах. Мы не знаем больше ни одного псковского памятника с подобным расположением окон.

Архитектура середины XIV — середины XV в.

В связи с этим вполне вероятно, что зрительная достоверность рисунка Фасада конца XVII в. переоценивается. Уже В. В. Седов высказал предположение о том, что рисунок мог иметь в основе двухуступчатые лопатки, встречающиеся на памятниках Новгорода второй половины XIV в. ,— как элементы продолжающейся зависимости от новгородского искусства. Мы же хотим обратить внимание на ряд несуразностей рисунка, часть из которых уже была отмечена,— если считать все вертикально разлинованные плоскости пучковыми лопатками, то они употреблены там, где их никогда не было — на боковых поверхностях рукавов креста, углах постамента, под декоративными щипцами под барабаном. Кроме того, угловые лопатки всегда должны быть значительно многопрофнльнее, ибо они образуются уступами двух фасадов — на рисунке же заметно больше членений на средних лопатках. Обратим внимание и на то, что покрытие кровель и нижних контрфорсов также показано параллельной разлиновкой.

Читать далее...

Архитектура середины XIV — середины XV в.

Однако у нее заметно больше центральный квадрат, ибо его ширина составляет одну треть не внутренней, а наружной ширины здания,— что определяет ясно выделенную, объединяющую в интерьере роль подкупольного компартимента. Особенностью памятника является крестообразность внутренних столбов, чьи четкие небольшие лопатки придают целому редкую для псковских памятников структурность, четкость ритма. Все углы храма имеют двухъярусное устроение на деревянных настилах поверх арок от столбов к стенам, а в юго-западной ячейке — традиционно на своде.

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Результат полностью соответствует движению псковского искусства в сторону крепкой уверенной формы, объединенное пространственных решений, которое ясно проявилось в Мелехове и получило новые импульсы в 1490-е годы. Те же цельность и крупность прочитываются во внешнем облике здания, со всех сторон обстроенного приделами и притворами XVIII— XIX вв. Крупная апсида упрощает объем и делает его приземистым. Хотя лопатки восточного фасада вовсе не повторяют ее ритма, движению широкой конхи следуют декоративные арочки прясел, приобретающие здесь пониженный, ползучий характер. Фасады завершались не очень крутыми фронтонами восьмискатной кровли, Все фасады достаточно симметричны, даже на боковых западные и восточные прясла почти равны между собой, и никаких особенных сдвигов внешней и внутренней структур не наблюдается. Арки средних закомар, возможно, как и в церкви Георгия, прерывались арочками малого радиуса.

Читать далее...

Псковская архитектура XII в.

Хоть форма столбов четко расчленяет план на помещение для молящихся (в двумя парами западных столбов) й алтарь (с преградой по линии восточных столбов), все же здесь существует равенство, естественно получавшееся в прошлом и очень важное, как представляется — исходное, при разбивке планов в будущем. Расстояние от западных столбов (т. е. от нартекса, как бы от обычной западной границы наоса) до апсид (по линии восточных граней межапсидных проходов), т. е. длина наоса, точно равно его ширине. В интерьере собора, вслед за мирожским образцом, лопатки на стенах отсутствуют, там для них просто не было места, но ощущение гибкой единой оболочки, возникшее в Мирожском соборе, изменило привычные соотношения и в обычном по общей композиции Иоанновском соборе. Одна лопатка осталась на западной стене, где она выложена, возможно, для усиления кладки, прорезанной внутристенной лестницей — первый раз появляющейся в памятниках новгородского круга (сохранившихся).

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

В основе лежит обновление художественного вкуса, его движение в сторону более властно и четко кристаллизующейся формы, что можно предположительно связать с опытом работы мастеров в Москве. Снаружи Георгиевская церковь кажется более легкой и изящной, чем обычные псковские постройки, этому содействует вертикализм близких по ширине некрупных прясел, довольно узкие лопатки, изящно обрамляющие углы, симметрично сгруппированные апсиды. В настоящее время, конечно, «облегченность» здания преувеличена из-за отсутствия изначальных придела и притвора, но все же формы фасадов выдают специальную заботу о симметричном пирамидальном построении всего объема. Боковые фасады сделаны почти столь же симметричными, как восточный и западный, для чего, как ужи было отмечено, зодчие пошли на не соответствующее столбам расположение наружных лопаток. Чистота и уверенность декоративных арок подчеркнуты их правильной линией, в которой нет столь часто встречающейся ползучести.

Читать далее...

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Движение ползучих арочек замкнуто в каждом прясле, не объединяется по всему фасаду. Строго говоря, лопаток и прясел здесь в обычном понимании не существует. Лопатки и соответствующие им зоны по верху фасадов столь широки, что они принимают вид единой поверхности, расчлененной большими и узорными нишами прясел. Чувство непрерывности каменной оболочки сочетается с тонким и последовательным принципом ее ритмической организации. В формировании стены есть еще один принцип, общий с манерой живописи,— как бы многослойность фасадного рельефа.

Псковская архитектура XII в.

Особенностью здания является отсутствие нартекса (впервые при обычном четырехстолпном типе храма) и отдельные фундаменты под западными столбами без связи с ленточными фундаментами стен. Западные столбы шире стен, они как бы включают в себя обычные крестообразные столбы, соотношение, наблюдавшееся нами в соборах Антониева и Иоанновского монастырей. Западный неф несколько увеличен по сравнению с боковыми, центральный подкупольный квадрат оказывается несколько сдвинутым к востоку. Судя по форме северо-восточного столба, здесь восточные столбы имели западные лопатки. Западная стена не утолщена, в ней не могла бы существовать внутристенная лестница. Это могло бы свидетельствовать об отсутствии хор. Однако мы не знаем ни одного храма Новгорода и Пскова вплоть до XV в. , в котором не существовали бы хоры.