Совершенно очевидно, что обетное строительство можно рассматривать как сущностную черту мировоззрения человека эпохи средневековья и как важный элемент его жизненной стратегии

Четырехстолпные храмы

Это была, в первую очередь, организация территориальная, объединявшая дворовладельцев одной улицы или сотни в городе, одной губы или засады в сельской местности. Ни о каком равенстве в общине и речи быть не могло: «суседи», конечно, могли оказывать посильную помощь при постройке дома или уборке урожая в страду, но селяне-смерды или горожане-псковитины сильно отличались по своей «прожиточности». В условиях экстремального существования человека не страшила несвобода. Разница между волей и несвободой ощущалась не столь остро, как сейчас. Человек легко расставался со свободой, коль скоро она переставала его кормить, и становился холопом или поряжался в крестьяне. Достоверная информация на тему: лист профильный оцинкованный на нашем сайте.

Читать далее...

Опыт исторического суждения о псковской архитектуре

При всей любви к отечественной истории и народовластию Пскова общественный вкус поначалу не обнаруживал понимания художественных ценностей средневековья. Прошлое казалось скудным и неподвижным, сохранившиеся постройки, с точки зрения культурного человека нового времени,—непонятными и примитивными. Не случайно история художественных оценок псковских довольно уничижительного высказывания Н. Н. Голицына: «. псковичи были поставлены именно в такие условия, которые развивали в них гражданскую государственную деятельность, не дававшую времени развиваться чувству или вкусу. Ремесла и занятия, усвоенные издревле, не покидались, искусство не развивалось, те же многочисленные постройки, без вкуса и симметрии, являются в XIV и XV вв. ». Лишь постепенна рост интереса к культуре и искусству прошлого, новые историко-архитектурные публикации стали приводить к более осмысленным попыткам общих характеристик.

Типы псковских храмов XV века

Доминантами повседневной жизни людей в средневековом обществе были страх, несвобода и труд. Прежде всего, сознание человека формировалось под давлением страха. Отчасти по осознанному выбору, отчасти в силу суровой необходимости человек строил свою жизненную стратегию.

Псковская архитектура XII в.

Своды с их подпружными арками я крестообразной структурой не совсем адекватны делению нижней части здания. Отнесенные к тому же очень высоко, они как бы отдаляются и в интенсивности зрительного восприятия. Разница верха и низа появляется здесь впервые, зона пребывания человека оказывается более спокойной и созерцательной (по своей эмоциональной окраске). Главным качеством применения новых соотношений в Рождественском соборе является осознанность извлекаемого из них художественного эффекта.

Читать далее...

Новгород-Северское княжество Василия Ивановича Шемячича

Шемячич якобы предлагал Ольбрахту с крымскими царевичами идти на его города, чтоб он, воспользовавшись этим, мог изменить Василию III. Донос подтвердил позже кн. Федор Пронский, который воеводствовал тогда в Стародубе. Очевидно, уже летом 1517 г. к Шемячичу были посланы доверенные лица Василия III — Шигона Поджогин и дьяк Иван Телешов, которые вместе с Григорием Федоровичем (Давыдовым) должны были расследовать дело. Узнав об этом, Шемячич послал в Москву своего человека Степана Рагозина, сообщая, что Стародубский его оговорил. При таких обстоятельствах и решено было вызвать Шемячича в Москву. Он прибыл сюда 14 августа 1518 г. , и все обвинения с него были сняты. Но проблема Шемячича этим решена не была.

Читать далее...

Главные улицы Запсковья

В 1537 г. в Пскове соорудили каменные церкви Одигитрии на Печерском подворье и митрополита Алексея в Довмонтовом городе. Беспрецедентные работы под руководством итальянского архитектора развернулись летом 1538 г. в устье Псковы. После Петрова дня через реку была переброшена деревянная стена, включавшая двое ворот с решетками. В 1540 г. были сооружены сразу три сохранившихся до наших дней каменных церкви в Пскове (Петра и Павла с Буя, Козьмы и Демьяна на Гремячей горе и Алексея-человека Божия в Поле), а в Печерском монастыре построили церковь Благовещения Богородицы. В 1543 г. в Пскове возвели храмы Спаса на площади и Иоанна Златоуста на Сокольей улице. Тогда же была поставлена Никольская церковь в Острове.

Опыт исторического суждения о псковской архитектуре

Необычайно толстые стены, небольшие окна и пластическая примитивность совершенно изолируют внутренние пространства от внешнего мира. Тем же примитивизмом и пластичностью отличаются звонницы Пскова. ». В наблюдениях А. И. Некрасова много искреннего и истинного, хотя уже становится, к сожалению, очевидно, что эпоха начинает накладывать отпечаток вульгарного социологизма даже на высказывания не ею воспитанного человека. В эти же годы К. К. Романов развивал иную, во многом новаторскую концепцию эволюции древнерусского зодчества, в которой он отвел Пскову едва ли не главную роль64. Прежде всего надо отметить более высокий уровень профессионализма подхода к материалу.

Осмотр храмов

Сам псковский князь был наместником Великого князя Московского; в пригороды же Псковской земли назначались наместники псковского князя из числа его людей. В Псковской судной грамоте отразились все эти уровни суда: начиная с княжьего человека, «которому… ехат на пригород наместником», и заканчивая самим князем, «на сенях» у которого происходит суд. Низший суд в Псковской земле проходил на местах — в городских сотнях и пригородах — без участия самого князя. Суд на местах судили мелкие городские и княжеские чиновники: в пригородах наместники, в губах — волостели или «губские» старосты.

Каменная летопись Пскова XII - начала XVI в.

Его искусство справедливо рассматривается как одно из сокровеннейших воплощений идеалов русской общественной и духовной жизни. Памятники архитектуры Пскова пользуются такой любовью и популярностью, что у человека, мало знакомого с их изучением, легко возникает ощущение всесторонней исследованности псковского зодчества. Подобное ощущение подкрепляется произведенными в последнее время ремонтно-реставрационными работами, при которых как бы подразумевается проведение обязательного научного исследования.